Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНА - КАНИКУЛЫ


Кожурина Людмила

Самый лучший праздник – в школьном дворе!

Первое июня в «Класс-центре» Сергея Казарновского

Кто про что в этом летнем номере – а я про праздник на школьном дворе. В этом году у меня, наконец, получилось приехать и увидеть 1 июня (День защиты детей) в «Класс-центре» Сергея Казарновского. Вход свободный, народу тьма, много малышни с родителями, музыка. Программа праздника на двух страничках, но она так и лежит у меня непрочитанная. Потому что сразу – ах! Да тут «где» важней, чем «что»! Под старым толстым деревом на полянке столики – это гримерная, и она, честное слово, педагогическая: «Ты у нас кто? Кажется, кошка… Думаю, ромашкой тебе сегодня быть подходит».
Газон такой, что хочется разуться.
Тут бац – шествие. Люди на ходулях, в масках, разбрасывают блестки, дети бегут, ловят, в карман собирают. Это Высокие Люди, говорят в микрофон.
Что же, уже началось? Но все та же свобода: дети носятся по Саду дверей – это вразнобой стоящие ворота разного стиля и цвета – самые настоящие, но без заборов; и коллизии возникают сами собой – один туда бежал, другой обратно – при встрече у калитки приветствия самого разного рода. Кажется, праздник уже идет.
Да! Дети в черном, в серебряных шляпах выбегают на степ, впереди учитель в таком же костюме и подкованных туфлях.
Сцена прямо напротив входа в школу – круглое каменное сооружение, реплика античного театра – с четырьмя дорическими колоннами, слегка наклоненной к зрителю плоскостью сцены и широкими гранитными ступенями в три ряда вокруг.
Дальше понятно – «танцуют все». А я продолжаю озираться: вот еще необычное место – реплика Стоунхенджа, каменное мегалитическое сооружение в миниатюре – достаточной величины, чтобы класс образовал вокруг него круг и занялся чем-то доисторическим. Или место «Старая Москва» – тут обломки каменных плит с непонятными письменами. Ну и просто детская горка есть, высоковатая, правда, зато небыстрая, на ней линолеум. Еще кусты вдоль забора, но не дикие, за ними можно прятаться. Вот жизнь!
Между тем духовой оркестр заиграл на ходу, и вся толпа пошла вслед – кажется, предлагалось что-то спортивное. Взору открылись современные баскетбольные и теннисные площадки с оборудованными местами для зрителей. А дальше-то, дальше, за школой! И тебе настоящая деревянная телега с оглоблями, лежащими на земле (мамочки тут же залезли на нее со своими крохами – пастораль!), а подальше – корабль! Кажется, тот самый, огромный, на колесах, который возили по Парку Горького на День города. Или точно такой же – Корабль-сцена с действующими механизмами.
Сто свободных сцен в одном школьном дворе – для миллиона идей! Естественная декорация для «ух ты, вот сейчас». И притом невероятно уютно. Словно ты внутри удачной жизни, и она твоя тоже. Какая, в конце концов, разница, что сейчас там дети лепят-красят-поют в классах, переоборудованных на праздник в залы и мастерские. Уникально это место. И дух, который веет над ним. Наверное, выпускники, которые уходят со школьного двора «Класс-центра», уходят не целиком, как Пушкин, который «весь я не умру». Они тут присутствуют невидимо и тем благодарно держат школу.
Я, конечно, предполагала, что педагогический Эдем существует как идеал в каждом из нас, пусть даже мы выучились в бессодержательном школьном пространстве.
Но вот чтобы на самом деле...

Рейтинг@Mail.ru