Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.Ю.Млодик
Метаморфозы родительской любви
М.: Генезис, 2013

Подавляющее большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но сколько же вреда мы можем принести растущему человеку, исходя из этих самых благих пожеланий. Манипулируем, шантажируем, нарушаем границы приватности. В ежедневном взаимодействии ребенка и взрослого можно разглядеть много насилия – «намеренного и неосознанного, мимолетного или регулярно совершаемого, неявно травматичного или глубоко токсичного для детской психики».
Книга адресована тем родителям, которые хотели бы заглянуть в то зеркало, которое покажет им привычные ситуации с точки зрения уважения прав ребенка. Это может быть неприятным, вызывать раздражение, но позволит поговорить с самим собой честно. Ведь если не начать «называть вещи своими именами, то мы навсегда останемся в этом мороке, с иллюзией того, что мы ни при чем, от нас ничего не зависит».
К счастью, автор никого не уличает и не обвиняет, а помогает разобраться в себе и найти причины, почему наше воспитание зачастую строится с позиции силы. Прежде всего мы неосознанно следуем национальным традициям, воспроизводим схемы действий предыдущих поколений. Они так или иначе знакомы каждому: принуждение, устыжение, наказание, угрозы, ограничивание, критика, указания, унижения, ругательства, похвала, игнорирование. Рассматривая каждую, автор говорит о возможных последствиях и предлагает альтернативу. Некоторые выводы довольно неожиданны, но с ними, подумав, можно согласиться. Например, с тем, что «регулярная похвала отнимает у детей свободу, свободу быть любым, совершать ошибки, пробовать, учиться и осваивать постепенно».
Любых ошибок, в том числе родительских, можно избегать, понимая причины. В книге рассмотрены некоторые. Например, разные типы эмоциональной незрелости взрослых, смещение ролей в семье. Проанализировав истоки проблем, автор показывает типичные случаи, в которых ребенок испытывает негативное воздействие со стороны взрослых членов семьи.


В.А.Еремин
Отчаянная педагогика
М.: ВЛАДОС, 2013

Мимо подобного названия трудно пройти. Но, открыв книжку, убеждаешься, что оно оправдано. Это рассказ о действительно смелом эксперименте. Автор отправился в уличную компанию очень неблагополучных подростков и организовал на ее основе клуб. Опираясь не на административный ресурс, а на неистребимые потребности возраста — в общении, поддержке, романтике. Иными словами, он, не имея практически никакого педагогического опыта, нарабатывал в таких экстремальных условиях свой. Как можно было привлечь и удержать уличную шпану, не скатываясь в блатные отношения? Что противопоставить привычной позиции «кто сильный, тот и прав»? А добившись первых успехов, доказать окружающим, что это и есть единственный правильный путь, хоть он и не похож, ну совсем не похож на официальные педагогические схемы. Чем можно поступиться на первых порах, чтобы не провалить то, что только стало выстраиваться: «Мы условились, что у нас будет порядок и дисциплина. Лидеры это общее решение поддержали, но выполняли своеобразно. Представляете картину: вице-президент пьет вино, курит и велит дежурным вынести пустые бутылки. Не подчинишься — выговор. Но у ребят уже не было покорности. Потому что появился я и группа поддержки. На нас смотрели с надеждой...» И дальше, что называется, со всеми остановками: поход, обустройство штаба, бунт, желание все бросить, интриги, уход лидеров, преодоление блатных установок... И наконец ощущение, что общность зажила сама, с трудностями, ссорами, бытовыми неурядицами. Почти по Макаренко, недаром автор так часто проводит параллели и ссылается на его опыт.

Рейтинг@Mail.ru