Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ


Чаплыгина Нина

Средство для выведения на чистую воду

К сожалению, именно оно кажется многим педагогической панацеей

Каждый, наверное, замечал, что люди, чье поведение всегда уверенное, как правило, не особенно умны, тогда как человек с воображением и пониманием исполнен сомнений и нерешительности. И конечно, задумывался о том, почему первые в оценочной нашей школе стоят выше. Притягательность силы? Восхищение простыми, «короткими» решениями?
Как бы то ни было, но когда дело касается детско-взрослых отношений, люди колеблются недолго: проявить уверенность важнее, чем понимание; авторитет дороже правды. Власть, влияние – это база воспитания.
Мало того, что груз этой парадигмы оказывается для родителей непосильным уже на первом десятке жизни ребенка и для поддержания личного авторитета приходится все более отдаляться от него (дистанция укрепляет образ), так еще и ребенок вводится в заблуждение: взрослые знают и могут все, а сам он ничего из себя не представляет.
Конечно, это грубая схема, но кто поспорит: «сказал, как отрезал» – положительная аттестация взрослого, а «со мной этот номер не пройдет» и «я вижу тебя насквозь» – популярнейшие педагогические мемы.
И если эта ситуация уже обыгрывается в анекдотах, она далеко зашла:
«Петя, иди домой! – Мама, я уже устал? – Нет, Петя, ты проголодался».
Но кому в радость, что дети привыкают действовать по указке взрослых или не действовать вообще? Ответ ускользает, даже если вопрос ставится. Взрослые и с подростками не собираются изменять педагогическую парадигму: ребенок должен слушаться! Средства удержания послушания применяются порой самые невежественные: крик, шантаж, демонстрация силы. Но есть и не столь ярко обрисованные, как хроническое недоверие, подозрительность, «выведение на чистую воду». Ребенок плох просто потому, что он еще ребенок.
– Ой, это кто, ящерица? – умильно спрашивает пожилая посетительница музея.
– Что вы, тетя, это же игуана, разве не видите? – восклицает мальчик лет пяти.
– А почему это у вас такой грубый и невоспитанный ребенок? Нехорошо! – обращается обиженная женщина к маме мальчика.
Очевидно, что мальчика для нее не существует, она обиделась на маму – за то, что та не привила уважения к возрасту. Авторитет старшего уязвлен!
Пример приведен для наглядности: анализа ситуации авторитарный взрослый не делает, он загорается и срочно начинает защищаться, тушить пожар.
Между тем в психологической науке есть представление о том, что авторитет может и не совпадать с властью. Речь идет о нравственном влиянии, которое не опирается на преимущества социальных позиций или полномочий. О влиянии значимой личности, на чьи оценки ребенок ориентируется не по принуждению, а по внутреннему согласию. Интрига в том, что на первом этапе жизни значимы для него только родители, и только в их воле сохранение согласия, удержание нравственного влияния. Однако проще – не вникать, а приказывать. Стоит выглянуть в окно на детскую площадку: «не копайся в грязи», «нельзя садиться на землю», «не ходи в лужу», «не кричи», «хватит бегать»… дети этих окриков будто не замечают, а когда ребенка шлепают, он замирает. Освоение человеческого опыта и форм поведения идет полным ходом.
И ведь понятно: сейчас просто – а потом что? Ничего не хочет, плохо учится, врет, грубит.
Хотя и сейчас не так уж сложно: а почему он сел на землю; а что увидел в луже и куда это он решил побежать, может, там что-то интересное?
Просто же – увидеть вместе: снег последний лежит пластами, и дети поднимают эти пластины, переносят, еще не зная, зачем, то ли строить, то ли чтоб «пиццу резать», но уже слышат резкое «брось немедленно, сейчас варежки промочишь!»
Неужели только традиция мешает нам переключить тумблер – на совсем чуть-чуть…

Рейтинг@Mail.ru