Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Очевидно, что профессионалу, работающему с детьми, важно обладать определенной психологической культурой. А проявляется она, по мнению специалистов, прежде всего в умении понимать других людей, адекватно реагировать на их поведение, уметь регулировать собственные эмоции, быть способным к самоопределе­нию и самореализации. В какой степени эти качества присущи российским учителям? Психологи Пермского государственного научно-исследовательского университета провели специальное исследование, и картина обнаружилась противоречивая. Выяснилось, в частности, что у многих педагогов достаточно сильно выражено стремление к конструктивному общению, в то время как интерес к самоанализу и развитию навыков саморегуляции проявлен значительно слабее. Более подробно с результатами исследования можно познакомиться, обратившись к публикации Н.Кулагиной и А.Канафиной «Психологическая культура как компонент профессиональной культуры учителя» («КОНЦЕПТ», № 3 за 2013 год).

Не секрет, что с ФГОС педагоги и школьники оказались в новой ситуации. А как известно из управленческой науки, чтобы начать продуктивно взаимодействовать в непривычной среде, участникам необходимо пройти процесс адаптации. Как организовать его в школе?
В статье «Дидактическое сопровождение реализации ФГОС в ООО: вопросы адаптации» («ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ», № 4 за 2013 год) местный опыт представляют ученые Воронежского областного института повышения ква­лификации и переподготовки работников образования А.Демешко, И.Дендебер, Е.Лазуренко и педагог школы № 2 поселка Рамонь Е.Петрина.
Разработанная ими модель адаптации для учеников включает четыре этапа: знакомство (получение информации о новой для себя образовательной среде), оценка (анализ среды, выявление ее основных компонентов), ориентацию (осмысление возможностей использования нового), принятие промежуточного реше­ния (предварительное самоопределение и выбор стратегии действий).
В публикации также представлена модель адаптации для педагогов – в формате тренинга, направленного на знакомство с особенностями стандартов и последующую разработку урока в соответствии с новыми требованиями. Авторы настаивают именно на тренинговой модели, поскольку, как показывает практика, традиционный просвещенческий подход не эффективен.

В статье Т.Титеевой «Гранты и конкурсы как путь учителей к профессиональному успеху» («Школьные технологии», № 2 за 2013 год) обобщен опыт руководителя грантовой школы, где проводятся обучающие семинары, в том числе и для учителей. Автор отмечает, что педагоги по-прежнему довольно пассивно воспринимают информацию о конкурсах и грантах: оформление требует времени и сил. Но не многие знают, что существуют различные конкурсы, участие в них не требует значительных временных и материальных затрат. И если у педагога «возникнет желание поделиться своими креативными наработками, у него есть реальные шансы добиться успеха и получить заслуженную награду». Какие шаги для этого следует предпринять?
Начинать лучше с небольших конкурсов, где для участия достаточно разместить на сайте организаторов свою идею, изложенную в довольно свободной форме. Это может быть конспект урока или замысел необычного урока или школьного мероприятия.
При заполнении стандартной формы желательно посмотреть на свою заявку глазами эксперта. И постараться как-то особо заявить о себе, например, с помощью нестандартной фотографии или отличий, характеризующих соискателя с положительной стороны. Замечательно, если удастся получить рецензии и отзывы на свой проект, даже если этого и не требуется – положительный отзыв профессионала (коллеги) однозначно пойдет в плюс. Ни в коем случае не следует заимствовать чужие формулировки, какими бы удачными они ни казались.
И еще одна рекомендация: активным педагогам желательно фиксировать все свои творческие педагогические наработки, сохранять конспекты интересных уроков и внеклассных мероприятий – рано или поздно для этих наработок найдется подходящий конкурс.


Рейтинг@Mail.ru