Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Доктор педагогических наук Екатерина Александрова обратила внимание на печальный факт: для многих детей процесс взросления сопряжен со значительной потерей интереса к окружающей действительности. Однако некоторые люди каким-то образом умудряются сохранять в себе детскую живость восприятия, способность замечать в жизни удивительные вещи. Можно ли поддержать это замечательное качество педагогическими средствами?
Екатерина Александрова уверена, что с принятием новых стандартов возможности для подобной работы существенно расширились. В чем же состоят эти возможности и как их реализовать в школе? Об этом статья Е.Александровой «Миры и меры ребенка в образовании с позиции нового стандарта» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2013 год).
Автор отмечает, что среди важных для детей образов мира есть и такой: мир как совместность, событии?ность с другим. Как говорят сами ребята, что-то яркое и новое в жизни появляется тогда, «когда я вместе с кем-то над чем-то подумаю». Особенно значима для детей ситуация совместного думанья с родителями. Причем в рейтинге степени значимости взаимодействия с другими людьми ребята всех возрастов на первое место ставят «родитель в ситуации дома», а на последнее – «родитель в ситуации школы». Однако новый стандарт ориентирует школу именно на развитие педагогическои? компетентности пап и мам, организацию совместной деятельности учеников и родителей. И как показывает опыт, подобная практика (например, в формате встреч, где взрослые и дети учатся понимать смыслы слов, взглядов, жестов друг друга, обсуждать происходящие в школе события) всегда ведет к улучшению отношений в семье.

С начала 2000-х годов в некоторых западных странах для организации сетевого онлайн-обучения стали активно применяться так называемые педагогические сценарии. Наиболее известные описаны в статье Е.Буденковой «Педагогический сценарий как инструмент структуризации обучения в сети» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 1 за 2013 год). К примеру, компьютерно-опосредованный сценарий «График аргументации» включает в себя пять этапов. На первом этапе – онлайн-тест, где ученики должны сформулировать и аргументировать свою позицию по определенной проблеме. Затем преподаватель с помощью специальной компьютерной методики разделяет учеников по парам, в каждую из которых входят ребята с полярными взглядами на проблему. Каждая точка зрения вместе с ее аргументацией заносится в базу данных компьютерной программы. Далее в ходе совместного обсуждения в парах вырабатывается общая позиция. На основании этих данных программа генерирует диаграммы, отражающие результаты индивидуальной и групповой работы. Полученный графический материал помогает педагогу организовать общее обсуждение результатов и структурировать знания по конкретной учебной теме. А на заключительной стадии ребята выбирают один из вопросов онлайн-теста и пишут небольшое эссе.
О том, как российские учителя воспринимают опыт зарубежных коллег, более-менее известно. А что если посмотреть на наши школы глазами западных педагогов? А.Бикеева в статье «Поразительные факты про российскую школу, или «Просто поразилки» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», № 2 за 2013 год) рассказывает о впечатлениях директора американской школы, который в рамках совместного проекта неоднократно приезжал вместе с учениками в одну из российских гимназий.
Что же его поразило? Например, обилие обязательных для изучения предметов в старшей школе: «Как же ваши школьники справля­ются с такими учебными нагрузками? Когда же они занимаются спортом, отдыхают, зарабатывают свои собственные деньги?»
В школьной столовой удивило отсутствие выбора еды: «Здесь как будто действует принцип “ешь, что дают, а то останешься голодным”. А если человек, пришедший в вашу столовую, вегетарианец?» В свою очередь, американские школьники просто шокировали ра­ботников столовой тем, что заходили куда угодно. В любую зону столовой и, не спрашивая ни у кого, брали всё, что видели, где бы это ни лежало.
Когда автор публикации в домашней обстановке (по условиям проекта гости жили в семьях принимающей стороны) попыталась «осторожно обсудить этот вопрос», американский директор заметил: «Если детей постоянно заставлять спраши­вать, что можно, а что нельзя, давая или не давая им разрешения на элементарные вещи, то дети вы­растут крайне зажатыми, они сами не способны будут принять даже простых решений».

Рейтинг@Mail.ru