Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


У книжной полки

Обозрение педагогической печати

О.Е.Лебедев
Качество – ключевое слово современной школы
СПб.: Просвещение, 2008


Школу уже который год сотрясают приступы модернизации: стандарты нового поколения на пороге, а вот по поводу качества образования ясности до сих пор нет. Поэтому каждому взрослому и профессиональному педагогу хорошо бы помимо того определения, которое объявлено правильным в этом сезоне, сформулировать для себя, что он думает по этому поводу. Что, конечно, непросто. И начать можно с книжек серьезных ученых, которые более или менее понятно объясняют свое видение проблемы.
Как, например, автор книги. Он предлагает свои ответы на вопросы: в чем заключается качество образования, какие факторы его определяют, в какой мере можно управлять качеством образования; как проблема качества образования решалась в советской школе и как изменения в системе образования в постсоветский период повлияли на качество образования; каковы возможности современной школы по управлению качеством образования.
Видимо, благодаря тому, что книга написана уже несколько лет назад, затертые сегодня до полной неузнаваемости «цели», «задачи», «мотивы», «результаты», «компетентность» предстают вполне осмысленными понятиями. Автор не сообщает, как правильно, а развивает мысль. И ты следишь за ней. Например за рассуждением о взаимосвязи непосредственных и отсроченных результатов. Или о согласовании интересов детей и педагога. Или о педагогических факторах, влияющих на качество образования. Или о том, что определяет педагогическую концепцию школы и какие факторы должны учитывать педагоги при ее составлении, какие смыслы в нее вкладывать, – впрочем, эта глава удивительным образом становится все менее актуальной.

Е.И.Щебланова
Неуспешные одаренные школьники
М.: БИНОМ, 2011


Речь идет о детях, «одаренность которых замаскирована слишком заметными трудностями в учении». Педагог, который поставил перед собой задачу – дать простор для развития природных способностей, прежде всего сталкивается со сложностью в выявлении таких детей. Прочитав первую главу, содержащую немало концепций, теорий, определений и моделей, понимаешь, что процесс диагностики сложен, долог, многомерен и весьма приблизителен. Поэтому, может сделать вывод читатель, если нет возможности применить многоступенчатые методики, то можно обойтись определением на глазок и присвоить статус одаренных авансом всем, кто дает хоть малейший повод для этого. Тем более что программа поддержки неуспешных одаренных детей так же благотворно повлияет и на обычных: максимальное развитие более развитых способностей, развивающее обучение в зоне средней успешности, коррекционное – в области трудностей, адаптивное обучение, позволяющее обойти трудности.
И все же каждый учитель встречал детей, которые при явно высоком потенциале страдают от многочисленных социальных и эмоциональных проблем, от собственного перфекционизма, от перепадов настроения. О таких часто говорят: «способный, но...». Чтобы преодолеть это «но», нужно знать, как работать с такими особенностями, которые мешают раскрытию потенциала одаренных ребят. Для начала автор предлагает различать умственное развитие, обучаемость и обученность. И определить, какие факторы мешают ребенку успешно развивать природные способности. Причины могут быть как индивидуальными (направленными на себя и вовне, нарушения саморегуляции, социальная незрелость...), так и исходить из окружения (из семьи, школы, от сверстников).
В книге рассматриваются разные типы способностей, возможные проблемы и практические рекомендации для учителей и родителей.

Рейтинг@Mail.ru