Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В НАШЕМ КЛАССЕ


Витковский Анатолий, Шемшурина Алла

Поддержать в ребенке стремление к добру

Общение в формате «этического диалога» помогает детям всерьез осмысливать нравственные ценности

Каждый педагог хочет, чтобы дети не только успешно учились, но и росли честными, порядочными людьми. Но как создать такую среду, в которой нравственные идеалы наполнялись бы для ребят живым, личностным смыслом?
Один из подходов – технология этического диалога, разработанная в системе этического воспитания. Мы встретились с автором этой системы – заведующей лабораторией аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания РАО, доктором педагогических наук Аллой ШЕМШУРИНОЙ. Вот что она рассказала.

 

Разработанная нами система этического воспитания реализуется сегодня во многих школах, в самых разных уголках России. И практически отовсюду мы получаем радующие нас отзывы. Помню, как однажды в нашей лаборатории раздался телефонный звонок из Анапы. Звонила заместитель директора одной из школ: «Наши одиннадцатиклассники с первого класса занимаются по вашей программе «Этическая грамматика». У них скоро выпускной. Приезжайте к нам посмотреть на наших детей!» В ее голосе звучали восхищение и гордость…
Что же представляет собой наша система? С точки зрения структуры в ней можно выделить три основных компонента: этические занятия (они выстроены с 1 по 11 класс); внеурочная деятельность этической направленности (театрализованные представления, диалоги о главном, вечера этических раздумий) и методика этического заряда (она направлена на развитие умения выходить из конфликтных ситуаций). Ядром системы является технология этического диалога. Поэтому остановимся на ней подробнее.
Итак, почему диалог?
На наш взгляд, разговор о главных жизненных вещах, которые волнуют каждого человека – об отношениях с миром, с другими людьми, с собой, – может способствовать пробуждению нравственного чувства в ребенке. Но не всякий разговор, а такой, который особым образом организован. Это общение не может строиться по аналогии с процессом передачи знаний: к тому-то правильно относиться так-то. Не может сводиться к назидательным формулам: если ты делаешь другим плохо, зло бумерангом вернется к тебе. Нравственная позиция так не вырабатывается и не укрепляется.
Ценностное отношение базируется на опыте, а развивается в процессе эмоционального проживания и осмысления тех или иных ситуаций. Особенно когда человек оказывается перед необходимостью трудного выбора, требующего напряжения душевных сил. Когда выбор – это поступок. И значит, эффективная практика воспитания – это еще и особая форма коммуникации, где дети не только понимают, проговаривают, но и проживают какие-то важные для себя вещи, где слова обретают значимость поступка. Мы назвали ее этическим диалогом.

Поворот на себя

Технология этического диалога предполагает, что занятие включает в себя несколько ключевых этапов. Первый этап – введение в проблему. Здесь важно так задать направление разговора, чтобы детям стало интересно и одновременно понятно: речь пойдет о важных вещах. Затем с помощью вопросов надо акцентировать их внимание на самых существенных аспектах обсуждаемой проблемы, побудить детей к ее осмыслению. При этом педагог старается включить в работу не только интеллект, но и воображение, чувства, интуицию. Следующий этап – «поворот на себя»: что может ребенок сказать о себе в ракурсе того понимания, к которому пришел? Очень важно, чтобы ребята соотнесли понятые ими вещи с их личными установками, решениями, действиями. Это и есть кульминация занятия.
На этом этапе применяются игровые, имитационные, тренинговые и другие методы, позволяющие проживать ситуации нравственного выбора.
Во многих случаях, особенно в основной школе, это проживание заканчивается рефлексией, позволяющей подросткам глубже понять и переосмыслить основания своих поступков. Подчеркну, очень важно, чтобы, углубляя понимание сути нравственных категорий, ребенок на собственном опыте убеждался, как непросто бывает принять то или иное решение. Поэтому финал занятия может быть как подытоживающим, обобщающим содержание разговора, так и открытым. Учитель может закончить занятие так: «Как видите, наши проблемы не всегда решаются просто. Нам нужно еще подумать над тем, что мы сегодня обсуждали. Давайте договоримся, что вернемся к этому разговору и продолжим его».

На языке возраста

Мы убеждены, что с детьми можно говорить о самых сложных вещах. Но разговор должен идти на доступном для конкретных детей языке, соответствующем их возрасту. Например, занятия с детьми начальной школы строятся на языке сказки, приключения, путешествия, открытия тайны. С младшими подростками – на языке хороших текстов, которые читаются по определенной методике: с паузами и обращенными к детям вопросами: «А как бы вы поступили на месте героя?» А также на языке интригующих заданий, когда актуальные для них вопросы предстают в неожиданной форме. И еще – на языке ситуативных задач, когда подростку предлагается вжиться в конкретную ситуацию, которую можно разрешить несколькими альтернативными способами. Какой способ предпочтешь ты? А со старшеклассниками нужно разговаривать, как со взрослыми людьми. К диалогу с ними хорошо бы подключать мудрецов и философов. Например, предложить познакомиться с высказываниями разных мыслителей по конкретному вопросу и подумать над тем, чью позицию хотелось бы поддержать.

Первые шаги

Начинать освоение технологии этического диалога лучше всего с занятий, выстроенных на основе модельных, методических разработок. Они описаны, в частности, в моих книгах «Этическая грамматика» (издательство «Школа-Пресс», 1–4 класс, а также 5, 6, 7 классы), «Этика» (издательство «Владос», 9 класс). Описание разработок занятий можно найти на сайтах http://ethos.narod.ru, http://ayp.ru, фрагменты разработок с подробными методическими рекомендациями – http://etika-shop.ru, http://www.ethos.narod.ru .

Почему начинать следует именно с разработок? Дело в том, что выдержать 45 минут в режиме свободного диалогического взаимодействия учителю бывает крайне трудно, и он обращается к наработанным годами профессиональным стереотипам, к назидательности и дидактичности. Учитель знает, скажем, что на наших занятиях оценочных суждений быть не может, но начинает их высказывать: «Хорошо! Молодец!» или «Ну что же ты?!» А вот еще одна характерная ошибка: учитель задает вопрос, сам же на него отвечает, поскольку не хватает терпения дождаться ответа детей, и тут же хвалит – по форме вроде бы учеников, а по сути – собственный ответ.
Но самое главное, что в этой привычной спешке учитель не успевает содержательно отнестись к суждениям детей. А в разработках, о которых я говорю, это отношение заложено изначально. В них дается и особая формулировка вопросов (последовательность самих вопросов тоже не случайна), которая побуждает детей не к ответам (не важно, правильным или нет), а к собственным размышлениям.
И все это нужно знать, чтобы разговор действительно состоялся. Если же вести занятие в манере «взяли ручки, записали… Петров, сядь прямо… Иванов, не вертись!» – дети просто закроются. А вот чтобы они открылись, нужно уметь главное – выстраивать новое знание вместе с детьми: рассуждать вместе с ними, внимательно выслушивать каждого, подбадривать тех, кому сложно выразить свои мысли. И когда учитель, с помощью в том числе и методических разработок, нащупывает этот новый стиль общения, дети начинают меняться: они творчески раскрепощаются, у них появляется индивидуальное, очень образное мышление.
Ребята чувствуют, что их мысли значимы, и ждут этих занятий. А учитель, видя, что класс другой, ученики на него по-другому смотрят, атмосфера иная, уже не может оставаться прежним. Недаром многие учителя, которые начинают работать по нашим программам, с течением времени обнаруживают в себе большой творческий потенциал.

Рейтинг@Mail.ru