Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Чканикова Александра

Негосударственные вузы: альтернатива или копия?

Почему в России частные вузы стремятся во всем, кроме финансового контроля, стать как государственные

Система высшего образования на повестке дня образовательного ведомства. То ли оптимизация, то ли зачистка, то ли ребрендинг – но что-то идет, и тут оказывается, что исследований в этой области предельно мало, а решения принимать надо. В частности, по негосударственным вузам. Этой теме был посвящен семинар Института развития образования в Высшей школе экономики. 
Все началось с казуса: Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, возглавляющий ассоциацию негосударственных вузов, к тому же основной докладчик по теме, на семинар не пришел. Однако собравшиеся эксперты от обсуждения не отказались.
Кратко – по ходу мыслей.

Анамнез

Международный опыт показывает, что негосударственные вузы всегда возникают как реальная альтернатива государственным, с их особыми, эксклюзивными услугами, со своей особой миссией, с идеей. Эти вузы должны быть более подвижны, гибки, лояльны. За счет чуткости к изменениям среды они более конкурентоспособны. Однако в России негосударственный сектор эти специфические задачи, похоже, не потянул. В России частные вузы стремятся во всем, кроме финансового контроля, стать как государственные.
Виктор Болотов, вице-президент РАО: «Сначала, после перестройки, государственные вузы стали набирать столько платников, сколько могли вместить. От этого пострадало и качество, и бюджетникам стало сложнее поступить. Но были внесены поправки к Закону «Об образовании», появился запрет нарушать пропорцию набора на популярные тогда экономику, юриспруденцию и менеджмент. И поскольку государственные вузы отныне не имели права набирать много платников, то очень быстро прямо на площадях государственного учреждения стали возникать первые негосударственные вузы».

Предназначение

На Западе признают, что государственные и частные вузы отличаются не столько тем, кто их финансирует и контролирует, главное – они имеют принципиально разные задачи, отсюда разница в программах, манере преподавания, в конечных результатах.
А что в России? Преподают в частных вузах те же профессора, что и в государственных, – значит, по качеству отличий нет. По деньгам: за учебу в государственном вузе порой платят больше, чем в негосударственном. Многие государственные вузы получают финансирование из частного сектора, при этом не меняя своего статуса. Тогда кто есть кто?
Иван Павлюткин, кандидат социологических наук, сотрудник НИУ ВШЭ: «Начнем с того, что крупные исследования негосударственных вузов проводятся в основном западными учеными, они пишут о нас книги. Классик темы Дэниэл Леви исследует наш негосударственный сектор образования уже 12 лет. Основываясь на результатах кейс-стади частных университетов, можно считать: все они заняты поиском собственной легитимности. То есть основанием собственной деятельности.
Главное основание – спрос. Спрос на образование в России сейчас огромен: государственные вузы просто не смогут предоставить всем места. Но есть и другое предназначение негосударственного вуза. Удовлетворение спроса на специализированные, идейные учреждения – например, по таким признакам, как конфессия или этническая группа. Наконец, спроса на элитарность и уникальность образования.
А по факту, к сожалению, негосударственное образование у нас – это обочина государственного: туда идут те, кто не требует от образования чего-то особенного, даже наоборот – ничего не требует. Но все же были названы и «идейные», несущие уникальную культурную миссию негосударственные вузы, как, например, Санкт-Петербургский Европейский университет или Московский Тихвинский.

Имидж

Напомним, исследований крайне мало, говорить приходится в залоге «считается». Итак, считается, что у большинства негосударственных вузов целевая аудитория не определена. Бытует мнение, что все негосударственные вузы не блещут качеством. Считается, что в России этот сектор не имеет общественной значимости.
Отчасти эти мифы можно развеять.
Во-первых, негосударственные вузы только на первый взгляд немногочисленны и недостаточно влиятельны. Исаак Фрумин, руководитель семинара: «Сейчас у нас есть порядка 500–600 негосударственных вузов, этот сектор – значимый игрок в образовании. Есть такие регионы, где вообще только негосударственные вузы и есть, а кое-где филиалы государственных проигрывают им по рейтингу».
Во-вторых, этот сектор очень неоднороден. И учат везде по-разному. Виктор Болотов: «Есть только один критерий для любого вуза – дают образование или не дают. И иные негосударственные вузы дают много больше, чем, к примеру, региональные филиалы государственных».

Настроения

Как бы то ни было, а в целом мнение экспертов по поводу «частных» вузов не вполне оптимистично. Чувствуется: вузам отказывают в позитивном самочувствии вне влияния государства.
Иван Павлюткин: «Наверное, есть десяток, а может быть больше, приличных негосударственных вузов с хорошим брендом, им дают государственные деньги, в том числе «Шанинка», выпускником которой я являюсь. Высшая школа экономики тоже начиналась как негосударственный вуз.
Ну, и дальше: пусть они откроют все двери для публики, чтобы посмотреть, «что происходит у вас внутри, каков процесс». Раз среди негосударственных вузов есть столько недобросовестных, то надо чистить ряды. Государство сделает это за вас, если сами не захотите.
…И вот сижу пишу, гадаю: дал ли слабину ректор Российского нового университета Владимир Зернов, не явившийся с докладом на это обсуждение, или наоборот – деловой человек, не стал время зря терять? Ведь банально: если вуз существует, значит, это кому-нибудь нужно; каждый выбирает сам и по себе; а идея именной, а не государственной печати на дипломе любого вуза – вот уж «как на Западе» будет – даже не обсуждалась.

Рейтинг@Mail.ru