Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Третья тетрадь
Детный мир

СТИЛЬ И УКЛАД


Куценко Елена

Город солнца открыт для каждого

Здесь создается детско-взрослая общность, устанавливаются традиции, возникает пространство доверия друг к другу

Педагоги, выезжающие с детьми в походы, поездки, лагеря, знают, что прожитая вместе ситуация реальной жизни резко меняет систему отношений между детьми и учителем. Но за таким опытом не обязательно отправляться в лыжный или байдарочный поход. Насыщенный, полный событий и эмоций день можно прожить и в школе, если на время превратить ее из храма знаний в пространство для жизни. О том, что для этого требуется, рассказывает доктор педагогических наук Инна ШУСТОВА. Она уже несколько лет консультирует и вдохновляет педагогов Ульяновской гимназии № 33 на подготовку подобных «со-бытий».

С 2005 года педагоги школы работают над моделированием ситуаций со-бытия детско-взрослой общности. Это означает совместное эмоциональное, деятельностное и ценностное проживание значимых отрезков жизни – независимо от статуса и занимаемой в школе позиции. Детско-взрослая общность необходима для общего пространства жизни школы.
Примером могут служить традиционные для начальной школы погружения во время каникул. Они носят название «Город солнца» и длятся три дня, по одному дню отдельно для каждой параллели – 2-х, 3-х и 4-х классов. Темы дней каждый год меняются. Сохраняется лишь возрастная линия. Для второклассников это всегда выход в большой мир, за пределы школы. Среди заданий может быть поиск чего-то интересного, интервью с прохожими, доброе дело. Третий класс обычно занимается творческим освоением школьного пространства: театрализацией, мастер-классами. Для четвертого класса актуально осознание себя-школьника, отношения с одноклассниками.
В начале погружения ребята разбиваются на группы по 12–13 человек – так, чтобы классы перемешались. Каждую сопровождают два старшеклассника и один-два взрослых (классные руководители, учителя, родители). Группы встречаются на «площади» Города солнца, представляют себя другим, знакомятся с логикой дня. Организаторы в этот момент стремятся задать настрой и праздничную атмосферу. После теплого знакомства внутри группы участники отправляются в путешествие по станциям. Все наработанное группами собирается в общем представлении. Вторая половина дня обычно бывает посвящена большому творческому заданию. Это могут быть мастер-классы, доброе дело для школы, фестиваль. Наработавшись и получив множество впечатлений, ребята возвращаются в камерное пространство групп, чтобы дать выход накопившимся мыслям, ощущениям – в рисунках или с помощью анкет. Завершается день финальной встречей на площади. Ребята и взрослые прощаются с Городом солнца до встречи через год.
На первый взгляд это похоже на игру по станциям, которая практикуется во многих школах и лагерях отдыха. Собрались, побегали, посоревновались, порисовали – и разошлись. Вполне довольные, полные впечатлений, но не обремененные никаким чувством общности. Что позволяет вывести Город солнца за пределы развлекательного мероприятия, задать другой уровень открытости, эмоционального переживания?
– Нужно непременно соблюдать несколько условий. Участие обязательно добровольное. В том числе для взрослых организаторов. Крайне важно, что группы сопровождают старшеклассники – в роли организаторов и ведущих. Это очень хорошо для прорастания вертикальных связей в школе. И еще потому, что учителям трудно выйти из привычной роли контролирующего и оценивающего взрослого. Педагоги выступают в качестве супервизоров. Не вмешиваются ежеминутно, не исправляют то, что, как им кажется, идет «не так». В то же время они видят профессиональным глазом всех детей в группе и в некоторых случаях обращают внимание старшеклассников на тех, кто требует дополнительного внимания и поддержки. В свою очередь, дети начальной школы очень радуются общению со старшеклассниками, легко выходят на открытый контакт с ними, не боятся активно проявить себя в разговоре, в творческих делах дня.
А в идеале все работают на то, чтобы весь день был прожит не по учебным правилам, а по жизненным законам. В центре внимания – детский интерес, дело и обязательно размышление о себе и о жизни, что каждый – взрослый и ребенок – понял и почувствовал. Особенно тяжело приходится педагогам. Им сложно уходить от привычных стереотипов, ориентироваться не на заданную норму и заранее определенный план своих действий, а на живую ситуацию ребенка «здесь и теперь»; участвовать во всем наравне с детьми: рисовать, когда все рисуют, играть по общим правилам, открыто высказывать свою позицию наравне с другими.
Как организаторы настраивают коллег? От каких реакций на детские слова и поступки предостерегают?
– Как показывает практика, труднее всего дается отказ от оценивания. Но это необходимо. Всем участникам важно настроиться на то, что в этот день нет правильных и неправильных высказываний. Все ориентируются на вопросы: что я чувствую сегодня, что для меня самое главное, что происходящее мне помогает понять? Главное отличие от учебного времени – говорящий ребенок. А взрослый лишь побуждает его высказываться, иногда даже провоцирует на более осознанные и активные реплики. Взрослому важно услышать, что говорит ребенок, понять его. В идеале это ориентир для любой профессиональной педагогической деятельности.
Учителей приходится настраивать на то, что первоначальный четкий план никогда воплощен не будет. Жизнь течет как ей вздумается, любое высказывание, смена настроения непрерывно разворачивают живую ситуацию. Поэтому у взрослых задача одна: почувствовать, понять и вжиться в нее. При необходимости откорректировать, дабы сохранить психологическую и жизненную безопасность ребенка.
Учителям, вся профессиональная жизнь которых строится на планировании, очень тяжело перестать думать за ребенка, прогнозировать, что он сделает и чего захочет. Приходится иногда напоминать о ценности спонтанного переживания, простых открытых человеческих отношениях с детьми, создающих особую, не учебную атмосферу дня.
– Кстати, об атмосфере. Невозможно ведь жить несколько часов в режиме эмоционального взрыва. Как регулировать это напряжение, чтобы участники не пресытились, не впали в бессмысленное буйство и событие не выдохлось раньше времени?
– В течение дня постоянно происходит смена видов деятельности, пространства, групповая работа чередуется с общей. Радостный, праздничный настрой с самого утра задает общая песня. В течение дня на стенах появляются тексты, картинки, фотографии, сделанные по ходу работы. В конце площадь украшает большая-пребольшая газета, сделанная совместными усилиями.
И все-таки, неужели возможно за несколько часов снять стереотип взаимоотношений между имеющим власть взрослым и зависимым, подчиненным ребенком? Говорят ли дети во время обсуждений то, что на самом деле думают, или все-таки то, чего ожидают от них взрослые?
– Если событие удалось, состоялось, то дети начинают говорить открыто. Но не с самого начала, конечно. Обычно только к концу дня, когда они осваиваются в новом статусе – участника, а не ученика, который должен ориентироваться на оценивающего взрослого. Появляется понимание: я рисую или отвечаю на вопросы не для учителя, а для себя.
– Но тут каникулы заканчиваются... Поиграли и хватит, я учитель, ты ученик. Есть ли смысл в общности, срок жизни которой – один день?
– Опыт такого совместного проживания никогда не проходит бесследно. И взрослый, и ребенок помнят, как обсуждали важные для себя вопросы в роли равноправных собеседников. Это меняет их восприятие друг друга.
А в последний раз мы даже придумали (на ходу, кстати) протянуть нить из Города солнца в обычную учебную жизнь с помощью вполне реальных предметов. Четвероклассники, обыгрывая тему богатырей, затронули тему символов, которые поддерживают в испытаниях. Она так захватила большинство ребят, что мы предложили зашифровать, свернуть все мысли, переживания этого дня в маленький предмет – пуговицу, плотно сложенный листок или даже карандашную метку – и оставить их в укромном уголке школы. Теперь у нас в школе есть тайные места. И если тебе грустно, все не ладится, можно пройти мимо и на минутку мысленно оказаться в Городе солнца.

Рейтинг@Mail.ru