Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ВЗГЛЯД ВНУТРЬ СЕБЯ


Чаплыгина Нина

Насколько мы способны понимать свои чувства?

Попробуем определить уровень эмоционального интеллекта

Какие только слова не подобраны для обозначения чуткости, отзывчивости к другим людям и новым обстоятельствам: сензитивность, восприимчивость, эмпатия, лабильность, а теперь вот – «эмоциональный интеллект» в ходу. Понятно, что смена слов идет не от хорошей жизни, просто обозначение приедается, но дело не продвигается. Тогда вводится новое определение – и как с чистого листа: давайте учиться слушать жизнь! Давайте понимать! Будем участвовать! Начнем с себя!


Методика определения уровня эмоционального интеллекта Нейла Холла сегодня популярна в бизнес-тренингах. Ничто не мешает обратиться к ней людям, имеющим отношение к детям, более того: кому как не им?
В нашем переложении опущена сама процедура тестирования (тест онлайн каждый может пройти здесь: http://vsetesti.ru/29/), мы формируем круг понятий, отражающий содержание представлений об эмоциональном интеллекте. Это важно – поименовать качества. Тогда есть что приложить к себе.
Далее – пять шкал и утверждения, ориентированные на высокую степень согласия.

Шкала «Эмоциональная осведомленность». Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни. Я способен наблюдать изменение своих чувств. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

Шкала «Управление своими эмоциями». Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. Я слежу за тем, как я себя чувствую. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. Я могу отключиться от переживания неприятностей.    

Шкала «Самомотивация». Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор. Я могу заставить себя снова встать перед лицом препятствия. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам. Я могу входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. Я могу отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

Шкала «Эмпатия». Я способен выслушивать проблемы других людей. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

Шкала «Распознавание эмоций других людей». Я могу действовать успокаивающе на других людей. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. Я способен улучшить настроение других людей. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения целей.

Рейтинг@Mail.ru