Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

За шиворот– к хорошим результатам

Мы не должны обольщаться мнимой эффективностью педагогического принуждения

Тревоги по поводу учебы наших детей – вещь неизбывная. А махнуть рукой – как можно? В наши дни, при такой конкуренции? Помогать, организовывать, оплачивать!
Мой коллега, тоже отец и педагог, говорит: чудо, что у нас еще есть шестнадцатилетние, живые и здоровые. Раскрой только школьные блоги, дневники, литературные странички – крик или тихий ужас. Их волоком тащат к хорошим результатам, а оспорить ситуацию мало кто может.
Одну из его декабрьских историй я приберег к началу новой четверти.
Девятиклассники писали пробный ГИА, а до этого предпробный, «повышенной трудности, чтобы не зазнавались», так вот накануне девочке дома стало плохо, вызывали «скорую». Констатировали: переутомление, невроз, сосуды не справляются. Однако с утра девочка в школе: «Пробный ГИА, вот о чем ей надо думать!» – сказала мама, провожавшая девочку по причине плохого самочувствия.
Вы не ошиблись: девочке опять стало плохо, ее трясло уже на глазах одноклассников. Опять «скорая».
Скажете, мама-изверг? Не совсем так. Со школы спрашивают явку на пробный, классные руководители обязаны обзвонить родителей с разъяснением важности события, родители – настроить детей соответственно. И настроили. Результаты очень хорошие, только один досадный сбой.
Еще и потому досадный, что эта мама – председатель родительского актива школы, занимается помощью с ремонтом, закупками, заказами экскурсий, бронированием билетов, еще многим нужным и полезным – недавно организовала встречу с сотрудниками федеральной службы по контролю оборота наркотиков.
Она ощутимо помогает школе, в которой учится дочь, полагая, видимо, что такое опосредованное влияние идет во благо дочери больше, чем материнские чувства.
И многие родители, учителя верят, что для достижения результатов нужны двое: хороший ученик и хорошая школа. Но это не так.
Сегодня, чтобы хорошо учиться, ребенку необходимо уметь чувствовать «глубоко и уязвимо» (Гордон Ньюфелд), ибо «неуязвимость и пренебрежение парализуют учебу и делают ребенка необучаемым». Чувствовать – чтобы раскрывать суть вещей, понимать глубокий смысл, улавливать метафоры, предвосхищать законы. Чтобы мыслить, надо схватывать чувством. То есть первое, что взрослые должны обеспечить ребенку, – механизмы доверия. Надежные и понятные отношения. Другого способа сделать обучение хорошим не существует.
Но в эпоху рассогласования смыслов и целей может казаться, что учеба ребенка – это жесткая, беспощадная обязанность. И мы начинаем методично бить в эту точку, не учитывая: столкновение с постоянным принуждением – это верный путь к саботажу и переутомлению. Классика психологии.

Рейтинг@Mail.ru