За шиворот– к хорошим результатам
Мы не должны обольщаться мнимой эффективностью педагогического принуждения
Тревоги по поводу учебы наших детей – вещь неизбывная. А
махнуть рукой – как можно? В наши дни, при такой конкуренции? Помогать,
организовывать, оплачивать!
Мой коллега, тоже отец и педагог, говорит: чудо, что у нас еще есть
шестнадцатилетние, живые и здоровые. Раскрой только школьные блоги,
дневники, литературные странички – крик или тихий ужас. Их волоком
тащат к хорошим результатам, а оспорить ситуацию мало кто может.
Одну из его декабрьских историй я приберег к началу новой четверти.
Девятиклассники писали пробный ГИА, а до этого предпробный, «повышенной
трудности, чтобы не зазнавались», так вот накануне девочке дома стало
плохо, вызывали «скорую». Констатировали: переутомление, невроз, сосуды
не справляются. Однако с утра девочка в школе: «Пробный ГИА, вот о чем
ей надо думать!» – сказала мама, провожавшая девочку по причине плохого
самочувствия.
Вы не ошиблись: девочке опять стало плохо, ее трясло уже на глазах
одноклассников. Опять «скорая».
Скажете, мама-изверг? Не совсем так. Со школы спрашивают явку на
пробный, классные руководители обязаны обзвонить родителей с
разъяснением важности события, родители – настроить детей
соответственно. И настроили. Результаты очень хорошие, только один
досадный сбой.
Еще и потому досадный, что эта мама – председатель родительского актива
школы, занимается помощью с ремонтом, закупками, заказами экскурсий,
бронированием билетов, еще многим нужным и полезным – недавно
организовала встречу с сотрудниками федеральной службы по контролю
оборота наркотиков.
Она ощутимо помогает школе, в которой учится дочь, полагая, видимо, что
такое опосредованное влияние идет во благо дочери больше, чем
материнские чувства.
И многие родители, учителя верят, что для достижения результатов нужны
двое: хороший ученик и хорошая школа. Но это не так.
Сегодня, чтобы хорошо учиться, ребенку необходимо уметь чувствовать
«глубоко и уязвимо» (Гордон Ньюфелд), ибо «неуязвимость и пренебрежение
парализуют учебу и делают ребенка необучаемым». Чувствовать – чтобы
раскрывать суть вещей, понимать глубокий смысл, улавливать метафоры,
предвосхищать законы. Чтобы мыслить, надо схватывать чувством. То есть
первое, что взрослые должны обеспечить ребенку, – механизмы доверия.
Надежные и понятные отношения. Другого способа сделать обучение хорошим
не существует.
Но в эпоху рассогласования смыслов и целей может казаться, что учеба
ребенка – это жесткая, беспощадная обязанность. И мы начинаем методично
бить в эту точку, не учитывая: столкновение с постоянным принуждением –
это верный путь к саботажу и переутомлению. Классика психологии.