Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Левицкая Наталья

Показатели и еще раз показатели...

Чтобы быть на хорошем счету, приходится не считаться с детьми

Конец января, а мы еще обо всех предновогодних письмах читателей сказать не успели. Ну не махнуть же рукой на содержательные размышления учителей только из-за того, что календарь неумолим. А написано-то на большой глубине опыта, чувств. И поздравление – важное.

– Беспокоит то, что не получилось у нас с передачей эстафеты. Наша школа и сейчас занимает много разных призовых мест, у нас по-прежнему длинные списки победителей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Но это за счет учителей-энтузиастов, а внутри школы уже какая-то пустота, пустота в человеческом смысле. И это неправильно.
Мы, стажисты, должны уходить и знать, что с нашим уходом школа ничего не теряет, ибо приходит новая, более продвинутая, сильная, смелая учительская волна. Но приходят люди, которые время, затраченное на детей, считают лишним. И такие времена, что дети считают лишним время, проведенное в школе.
Что произошло? Так уж получилось, что мы с ребятами из школьного пресс-центра периодически проводили опрос «Хорошая школа – это…». Привожу типичные ответы.
Ученики 1996 года: здесь делается все, чтобы в школе было интересно… тут люди, за которыми хочется идти… центр событий жизни… вежливое, культурное место.
Ученики 2006 года: деловое, в меру строгое учреждение… тут понимают проблемы учеников, умеют организовать… защищают честь школы… тут полный порядок, идут реформы, есть все необходимые условия.
Видно, когда школа начала отрываться от детей и учиться функционировать. С введением ЕГЭ и других проектов модернизации.
Какими бы ни были учителя, но они чаще самовыражались в детской среде, тогда как сейчас даже дружески поприветствовать друг друга не успевают: дела!
К Последнему звонку я, как всегда, просила выпускников написать несколько наиболее ярких фраз каждого работающего у них учителя, завучей, директора. И раньше про директора чего только не писали, мы по этим записям сценарии делали. А теперь: «Редко видим и слышим», «Это кто, женщина, которая часто меняет костюмы?»
А директор у нас все та же, вот в чем дело. Просто ей стало совсем некогда, она стремится сдать отчеты первой в районе и без замечаний, чтобы школа была на хорошем счету. И многие дети не знают, как ее зовут.
Но мне кажется, школа переживет этот период, человеческое измерение в нее вернется. Наши последние опросы детей о хорошей школе и хорошем учителе снова выдвигают на первый план общение и отношения.
Я желаю учителям стать необходимыми и любимыми для учеников и коллег. Это залог обретения творческой свободы, а без нее – как стать школой, в которую хочется идти утром и детям, и взрослым?

Рейтинг@Mail.ru