Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Встреча нуля и единицы

Не будем упрощать задачи воспитания

Возвращаться из волшебства зимних праздников в трудовые будни нам помогают вещественные знаки пережитых радостей: еще на виду сувениры, открытки с пожеланиями, игры не убраны, у кого-то даже елки еще стоят. У меня вот папка с волшебными сказками, которые пятиклассники сочиняли перед каникулами. Скажете – мало ли, подумаешь. Но одной вы и вправду удивитесь.

«В математическом царстве в арифметическом государстве жила-была Единица. Была она очень заносчивой, потому что считала себя самой стройной и красивой, хотя является наименьшим натуральным числом.
Однажды встретилась Единица с Нулем и стала смеяться: ты такой толстый, а не значишь ничегошеньки, ты даже не натуральное число. Ноль обиделся и умножил Единицу на себя – получился еще один Ноль. Нолик, который еще недавно был Единичкой, заплакал: подели меня назад, я хочу быть как прежде, Единицей. Но первый Ноль возразил: на ноль делить нельзя, а если все же попробовать – получится бесконечность. Так они и сделали: взялись за руки и превратились в бесконечность».

Дело не в том, что у мальчика, видимо, «математическая голова». Тут глубокая жизненная коллизия, и она легко считывается даже при минимальном напряжении воображения. Бывают непоправимые поступки, когда обратного хода нет. Но и при таком раскладе не исключается перспектива, если, конечно, адекватно оценивать новое состояние. То есть, будучи уже другим, не пытаться вести себя так, будто ты прежний. Тогда – новые пути.
Это практически мало кому удается – точно определить «кто я теперь» и оторвать шлейф старого я-образа. Это и в педагогике счастливый случай – взрослый принимает нового человека в привычном ребенке, причем неоднократно, по мере его взросления. Как раз в периоды сломов и ошибок, поступков, кажущихся запредельными.
Надо развивать в себе необходимую психологическую мобильность. Как? Для начала – понять причины нашей тяги к стабильности оценок, апогеем которой являются навешивание ярлыков, некритичное принятие чужих суждений, скоропалительные выводы.
Либо все хорошо, либо все плохо. Плохие новости о ребенке нежелательны. Хорошие являются поводом строить воздушные замки. Неприятную реальность игнорируем, иллюзиям даем подпитку. И так далее: получил пятерку – молодец, далеко пойдешь; принес замечание – какой позор, что из тебя вырастет.
Грубое упрощение задач воспитания сильно усложняет положение ребенка, он постоянно мечется по краям оценочных суждений, не успевая осознать собственную реальность: понять, кто он теперь, осмотреться, кого теперь можно взять за руку, чтобы преобразиться.
Мне сейчас вспомнилась вечная детская игра с неслучайными запретами: «Да и нет не говорите, черное с белым не берите…».

Рейтинг@Mail.ru