Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Витковский Анатолий, Шемшурина Алла

Увидеть себя в зеркале сказки

Иносказание – лучший прием, когда мы прикасаемся к болевым точкам детей и точкам их роста

«Что может сказка?» – на этот вопрос доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии президента в области образования Алла ШЕМШУРИНА с полной убежденностью отвечает: «Возможности сказки в процессе воспитания детей почти безграничны!» Не верите? Тогда послушайте, что Алла Ивановна рассказывает о собственном опыте раскрытия педагогического потенциала сказки, начав как бы издалека – с «присказки»…

«Ведь ты хороший!..»

В своем послевоенном детстве я была похожей на пацанку, свободолюбивой девчонкой, родители которой, педагог и врач, много работали и были очень заняты. Наша административная квартира находилась прямо в школьном здании, где мой отец работал заместителем директора, и вся школа была «моя». И я обожала школу: нередко, зайдя вечером в какой-либо класс, представляла себя учителем. Видимо, именно тогда родилось и стремление им стать. Оно подкреплялось почти постоянной жизнью в детском коллективе, поскольку летние каникулы я проводила в пионерских лагерях, где мне очень нравилось: я любила творческие мастерские, спортивные соревнования, театральные постановки, вечерние посиделки у костра…
Впечатления, эмоциональные переживания разнообразно складывающихся отношений с ребятами, видимо, отложились и стали неким опытом, который помогал мне видеть и понимать детей, когда я пришла работать в школу в мой первый пятый класс, который можно назвать «моей первой любовью». Мои отношения с детьми были, как я сейчас это понимаю, просты, естественны, искренни и правдивы. Это помогало нам быть открытыми, мне – глубже их узнавать и понимать, а им – доверять и уважать, как это умеют только дети.
Поэтому, мне кажется, пришло самое главное – они мне были понятны во всех своих проявлениях: почему поссорились и как помочь выйти из конфликта, не теряя своего Я; почему вдруг грубят, не зная, как выбраться в той или иной ситуации и как помочь ее разрешить; что сделать, когда кто-то кого-то «доканывает»... Замечая такие моменты у ребенка, я различными способами выводила его на диалог. Задавая простые вопросы в соответствии с возникшей ситуацией и получая ответы ребенка, стремилась вывести на «процесс думания» по данному поводу и вместе найти разумное решение. При этом я старалась опираться на позитивные качества ребенка, сделать эти его сильные стороны более видимыми для самого ребенка. Так, например: «Ты же понимаешь, что здесь надо опереться на лучшее в себе. Как ты думаешь, на что именно?», «Я хочу назвать тебе те качества, которые особенно в тебе ценю, а ты выбери из них то, что в этой ситуации особенно важно», «Вот видишь, как ты правильно все решил. Я не сомневалась, ведь ты такой хороший».
Таким опосредованным путем с ребенком можно решать многие вопросы, потому что он в результате сам делает свой выбор, как поступить, сохраняя в своем сердце прежде всего, что «он хороший». Ведь ребенок хочет быть хорошим и чтобы другие увидели в нем хорошее, но иногда не знает, как это сделать, и выпячивает порой совсем другие стороны.
И с каждым из ребят я говорила о нем. Вообще дети любили со мной разговаривать, уходили из школы вместе со мной, и по дороге мы о многом говорили. Я вспоминала какие-то понравившиеся мне эпизоды прошедшего дня: «Вот ты, Миша, заметил, что сегодня много смеялся. Я порадовалась!..»
 Такие отношения у нас продолжались до окончания школы, со многими сохранились и сейчас. И был среди них один мальчик – Коля, из тех, кого обычно называют трудными. На самом деле очень хороший мальчишка, но со сложным, скрытным характером, из непростой семьи. Он был трудным, потому что привык сопротивляться несправедливости, что сказывалось часто в построении отношений. Коля стремился сохранять свое Я, но выбирал иногда не лучшие способы. Он был сдержан в общении, немного угрюм, часто закрывался. И вот однажды в походе…

Костер, который собрал всех

В походы мы ходили часто и обязательно брали с собой гитару. В один из вечеров у костра возникла какая-то особенно теплая и добрая атмосфера. Ребята пели песни Визбора и прониклись трепетным настроением единения. И сама собой пришла идея: «Ребята, хотите я расскажу вам сказку?» На что дети отреагировали легким смешком: «Алла Ивановна, мы уже выросли из возраста сказок» (это был 7 класс). А я говорю: «Подождите возражать-то! Вы сначала выслушайте – я сказку расскажу о ком-то из вас». Тут у них загорелись глаза: «А о ком?» «О ком – это вы мне сами скажете». Игра на гитаре прекратилась, и все взгляды обратились на меня.
Я начала рассказывать историю про охотника, который любил природу, много путешествовал и во время странствий попадал в разные ситуации, порой очень непростые, но всегда выходил из них по-человечески достойно. Например, в какой-то ситуации он мог подраться, но не стал этого делать, потому что ему было жалко людей (это был один из ключевых моментов, поскольку внешне Коля был неприступным – попробуй что-то ему скажи! – но внутри мягким и злился на себя за это). Охотник был одинок, но оказывалось так, что если кому-то было трудно, он первым приходил на помощь (так было и в наших походах: Коля первым подавал руку, если надо было перейти препятствие, а ребята на это качество не обращали внимания). По вечерам охотник разжигал большой костер, и к костру подходили люди. Он ходил за хворостом и делал все, чтобы возле огня было уютно...
По этим моментам ребята быстро поняли, о ком идет речь, а он, узнав себя еще раньше (в сюжете были нюансы, известные только нам двоим), сидел потрясенный, сосредоточенный, и, судя по всему, переживал очень сложные чувства. А я не торопилась, рассказывала сказку и закончила ее такими словами: «Все те, кого он встретил в своей жизни, пришли к его костру». У некоторых девчонок на глазах выступили слезы, и ребята тоже были переполнены эмоциями: кто-то громко назвал имя, кто-то воскликнул: «Ну ты даешь! А вообще-то к твоему костру я приду».
Этот случай оказался поворотным в общей атмосфере отношения к Коле: и не раз в определенных обстоятельствах ребята обращались к нему с фразой: «Ну а кто у нас первым приходит на помощь?» И самое главное, поворот произошел в нем самом, он перестал таиться, стал более доверчивым и общительным.

История «кухарки»

На следующий день после той спонтанно возникшей сказки об охотнике дети подошли ко мне: «Алла Ивановна, у нас сегодня сказка будет вечером?» Делать нечего – пришлось рассказывать им новую сказку. И с тех пор у нас так и пошло: как только костер – так сказка. Я брала то хорошее качество ребенка, которое дети, может быть, и замечали, но не видели сути, и через сюжет старалась показать эту черту в более ярком свете.
В сказках фигурировали самые разные герои: принцы, мушкетеры, служанки… Помнится, у нас в классе была девчонка с характером лидера, которую все очень любили. Оля, так ее звали. Она была необычайно обаятельная, жизнерадостная, задорная, умная, но и капризная, часто несдержанная. Она любила командовать и делать все по-своему. В ней много было всего намешано, но при этом она была доброй и покладистой. Чтобы показать все это, я вывела ее в сказке в образе кухарки, то есть в несвойственной ей роли (ее скорее можно было бы представить принцессой – ее же все обожали). Кухарка у меня вышла задиристой красавицей, на которую не могли не обращать внимания, но которая была очень избирательна в дружбе. И поскольку она была непредсказуемой, то постоянно делала что-то не так, блюда у нее получались «не те». Но заканчивалась сказка благополучно: она стала чьей-то любимой и через любовь поняла о себе важные вещи, в том числе и то, что не может быть кухаркой.
Я рассказывала эту сказку семиклас­сникам, а в 9-м у меня дома (мы часто так встречались с детьми) ребята устроили вечер с танцами, где стало очевидно, что между Олей и Сашей (красавцем, которого любили все девчонки) возникло настоящее чувство. Я до сих пор помню, как они смотрели друг на друга. Все обратили на это внимание, пошутили и больше не говорили на эту тему. И что тогда еще стало понятно – теперь Оля будет другой. А через несколько лет Оля и Саша стали мужем и женой.

Урок «расколдовывания»

Сказки, о которых я рассказала, рождались спонтанно. Но есть и другая категория сказок, которые с какого-то момента я начала придумывать специально для внеклассных занятий.
Эти сказки мне были нужны для разных педагогических целей: диагностических (чтобы глубже понять, чем и как живут дети), для сплочения классного коллектива, воспитания позитивных жизненных установок...
Например, я сочинила сказку для шестиклассников, у которых была классным руководителем. Мне хотелось, чтобы ребята научились лучше понимать друг друга. А для этого надо друг друга увидеть...
Сказка «Заколдованный лес» не была связана с конкретными событиями жизни нашего класса, поэтому любой педагог может взять ее, чтобы провести свой урок-сказку. Главное, чтобы учитель был доброжелателен и четко выдерживал основную установку занятия по этой сказке: настрой на открытие в одноклассниках их самых лучших, настоящих человеческих качеств. Поскольку на занятии ребята говорят об этих качествах не прямо, а опосредованно, как бы погружаясь в мир сказки, где главный герой пытается расколдовать людей, превращенных злым чародеем в животных, то разговор идет очень легко и живо.
В этом контексте совершенно естественно звучит предложение учителя поразмышлять, кто из одноклассников чем-то похож, например, на синичку или на зайчика – лукавого, веселого, с озорным блеском глаз. Ребята быстро отзываются на эти эмоционально окрашенные образы, ведь так они помогают охотнику распознать в заколдованных животных их настоящий человеческий облик и тем самым расколдовать их. Они называют сразу несколько «зайчиков», которые похожи друг на друга, но у каждого есть какая-то особенная черта, индивидуальная изюминка. И поскольку дети дополняют друг друга, расширяя представление о конкретном «зайчике», то в результате вырисовывается такая объемная, многогранная картинка, что ребята сами удивляются тому, какой образ у них получился.
Но на этом занятие не заканчивается. Затем ребята подобным же образом включаются в другие волшебные события, которые происходят в сказке, и узнают друг о друге и о себе много хорошего и, как правило, неожиданного. Естественно, что всем это занятие очень нравится. Урок проходит увлекательно, позитивно, с важным смысловым контекстом – в каждом есть изюминка индивидуальности! Результатом становится сплочение, сближение ребят, большее понимание и уважение.
Девочки потом могут обратиться друг к другу со словами: «Зайчик ты мой миленький!», а мальчишки начинают лучше понимать особенности характера одноклассников, например ранимость, и в определенных ситуациях ведут себя более щадяще, извиняются в случае нечаянного причинения обиды.

Рейтинг@Mail.ru