Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Вишенки на торте

Все меньше спрос на методики, все больше – на методички

Издательства учебной литературы обнародовали хиты продаж 2012 года. В бестселлеры попали пособия по подготовке к ЕГЭ и ГИА, сценарии уроков по новым ФГОСам в начальной школе, брошюры «Как приготовить документы к проверке», «Как формировать личностные компетенции учащихся» и подобные. Грустно, а что делать?

Нам пришло письмо:

«Все хотят спокойной жизни. Урок идет по плану, цели, задачи, содержание продумал учитель, а ученик занят только оперативными действиями. Но дело в том, что действия, даже сумма многих действий – это еще не деятельность. И тогда молчите о деятельностном подходе.
Как же так, недоумевают, всегда учили, как оказывается, без деятельности, и ничего, выучивали, а теперь подавай целеполагание от ученика! Забывая, что «всегда» выучивались лишь те, у кого был собственный смысл и интерес учиться, свои отношения с предметом, свои секреты самообучения, то есть примерно 15% детей. Остальные по мере сил несли учебную нуду, и ничего никому за это не было.
А сегодня у учителя другая ответственность: приготовить к аттестации надо всех учеников класса. Сделать осмысленной, «своей» учебу каждого. И тут первый шаг – пример учителя, его личный стиль. Но всюду мы видим людей, которые ищут методички, годные для воспроизведения: «Нам бы взять и повторить». Повторить какие-то «бантики», «вишенки на торте», а не уловить смыслы и принципы.
Практико-ориентированные установки слишком долго насаждались. Достаточно сравнить книги для учителей, которые писали в прежние годы и сейчас пишут. То были книги, а не брошюрки. Там разъясняли, что, зачем и почему предлагается в данной методике, со ссылками на корифеев психологической мысли и обширными цитатами. В этой обстоятельности было уважение к читающему учителю. В сложности обобщений – надежда на его творческий ум и педагогические способности. Теперь неизвестно кто неизвестно почему что-то собрал и выпустил под актуальным заголовком. Эффект – иллюзия сопричастности: и у нас это есть, и мы не хуже.
Между тем, чтобы понять принцип деятельностного подхода, надо что-то знать о культурно-исторической психологии; в том числе – о ведущей роли окружения в развитии ребенка, качеств личности воспитывающего взрослого. А мы пока плохо отличаем настоящую учебную активность ребенка от исполнительности, живой урок от искусного сценария и не можем понять, что главное в уроке не то, что снаружи, а то, что внутри у каждого. Свое и разное. Работать с личным и разнообразным надо учиться. Как? В зависимости от свое­образия вашей личности, не иначе.


Галина ПАВЛОВА
г. Череповец»

Рейтинг@Mail.ru