Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Чканикова Александра

Пожалуйста, не играй в игру...

О внезапных мгновениях детской серьезности

Что говорит мой навигатор

В кухне на столе лежала компьютерная мышка, отключенная от ноутбука и там забытая. И лежала она никому не нужная. И как-то дочка подходит к ней, накрывает профессионально рукой и начинает деловито водить по поверхности. А сама в окно смотрит и что-то бормочет.
Я бросила посуду и наблюдаю. А дочь моя губами шлепает, шепчет то радостно, то сердито и все мышкой водит:
– Ах ты, ну вот… Так-так-так… Ну, буду сегодня лошадкой.
За окном обычный пейзаж, я окликаю ее: эй, ты что? Дочь поворачивается ко мне и объясняет:
– Да это я в твою компьютерную игру играю, вон посмотри, – и на окно показывает, – вот я лошадка, мне надо пройти через этот лабиринт, – описывает рукой круг в воздухе и хлопает по мышке с азартом. Там у нее в окне и враги нашлись, и препятствия, и какой-то корм лошадиный, чтобы дальше двигаться, – все честь по чести.
…Вышли мы из детского сада. У дочки в руках бумажный самолетик, сложенный из листа цветной бумаги. Она сначала пыталась его запустить, но он не очень хотел лететь. Тогда дочь его развернула весь, встряхнула и расправила. Смотрит в него, потом вокруг себя. Опять в него.
– Мам, мой навигатор говорит, нам направо.
Ого! Это даже не карта местности, а навигатор, как у деда в машине!
– Что ж, идем направо, – отвечаю.
Пошли. Дочь идет, как Колобок из мультика, топает вслепую, на дорогу не смотрит, уткнулась носом в свой навигатор. Вдруг поднимает глаза и хмурится:
– Навигатор показывает поворот налево. А нам же прямо! – и начинает его встряхивать сердито, потом пальчиком по листу водит. Чинит что-то. Наверное, уже наигралась и готова идти к дому обычным образом.


Дорога туда и обратно

Мы шли утром в детский сад, дождь был моросящий, и ветер бил прямо в лицо. Дочь и без того с утра всегда недовольная, а тут жалуется:
– Мне все глаза искололо!
– А ты закрой глаза, – говорю, – я возьму тебя за руку и поведу. Ты знаешь, на тренингах людей так учат доверять друг другу. Ты мне доверяешь?
– Давай, мама, веди, только смотри в лужу меня не заведи.
Пошли. Дочка головой мотает, глаза сощурены.
– Угадай, где мы сейчас?
– Около аптеки, – отвечает. Точно!
– А теперь?
– У светофора, – надо же, опять угадала. Я удивилась, засомневалась: а вдруг подглядывает?
– А что на стенах домов написано?
– Написано: «Аптека», «Овощи-фрукты», «Парикмахерская Золушка», «Зоомагазин», «Джунгли»… Ты что, мам, я же по этой дороге каждый день хожу, уже все знаю! Мне читать не нужно!
И так мы бодро дошли до садика. А когда вечером пошли домой, вспомнили игру, и она опять закрыла глаза, уже не из-за погоды. И мы идем, она вспоминает, как теперь выглядят надписи, ведь обратной дорогой она тоже каждый день ходит!
Дочь бодро называет:
– «Джунгли», «Зоомагазин», «Парикмахерская Золушка», «Овощи-фрукты», «Аптека».
Все правильно! Но только вот никакой надписи о парикмахерской на этом пути нет. Эта надпись в торце здания, поэтому прочитать ее можно, когда идешь туда, а обратно – букв не видно. Я говорю ей об этом, дочь открывает глаза и с интересом смотрит на вывески. Потом:
– Мама, ты у меня такая хитрая!

Уплыли все листочки

Осенью, когда еще листьев много было, пошли гулять в скверик. Вволю в листве навалялись, собрали кленовые букеты, потом пошли к речке и бросили с мостика в воду. Они тихо поплыли, и так вокруг все волшебно красиво. Дочка тоже притихшая, умиротворенная. И мне вдруг захотелось запеть именно это: «За речкою за быстрою четыре кумы, пойдете вы венки плести, сплетите и мне; как все венки поверх плывут, а мой не плывет; как все мужья домой придут, а мой не придет».
Дочка слушала, слушала, тем временем наши листочки все уплыли, и мы пошли домой. Казалось бы, что с того? Но потом мы сильно заболели. Сидели дома и скучали. И вот я с тоски играю в интернет-тетрис, дочка сидит позади меня на диване и следит за тем, как фигурки падают одна на другую. И вдруг:
– Мам, помнишь, ты пела песню? Поставь.
Я вспомнила нашу прогулку и включила ту песню, ее поет Жанна Бичевская гораздо лучше меня. И мой ребенок замер у себя под пледом, задумался, а я решила продолжить играть в тетрис. Но дочка тихо просит:
– Пожалуйста, не играй в игру.
Честно говоря, никогда этого еще не было – такой глубокой сосредоточенности на сдержанной печальной песне. Таким подарком оказалась для меня эта ее просьба – убрать мелькающие разноцветные кубики!
А по окончании песни она вдруг как будто проснулась: оживилась, весело заговорила, побежала к своим игрушкам. И я опять обрадовалась: начали выздоравливать!

Школьный проект

Гуляем по лесу. Дочка увлеченно ищет грибы, потом крошит их и сует во все дупла и норки:
– Ты представляешь, настанет зима, придут белки, а тут – подарок! Вот они удивятся.
Тема белок не уходит сразу, наоборот, будит воображение:
– А их дети, бельчата, все ходят в школу. У них школа не такая же, как у нас, а своя, лесная. Туда все ходят. И маленькие бельчата, и большие, и родители. Большие бельчата учатся, а маленькие на них смотрят и понимают, как правильно нужно учиться. И мамы смотрят. Для них специально в классе стулья стоят, они садятся и все вместе следят, как идет урок, и за своих детей болеют: давай, давай! А бельчата очень любят учиться, потому что у них каждый день праздник.
– Откуда у них так много праздников?
– Да как откуда! Это же учительница им каждый день устраивает праздник. Если у кого-то день рождения, например. И когда кто-нибудь корабль по речке запускает, у них праздник корабля. Они его на пристани провожают, а потом танцуют и поют. Когда первый снег выпадает, они это празднуют, а когда весна приходит, то вообще целый день и целую ночь веселятся.
– А когда же им уроки делать, если каждый день праздник?
– А им мамы разрешают иногда поздно спать ложиться. Вот они перед сном немножечко уроки делают. А назавтра – опять в школе праздник какой-нибудь.

Рейтинг@Mail.ru