Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Витковский Анатолий

Новые ФГОСы: что они меняют в работе учителя

Тема «круглого стола», прошедшего на педагогическом форуме в Санкт-Петербурге, собрала учителей из разных регионов

С начала профильное обучение, потом ЕГЭ, ГИА, аттестация по-новому, новый ФГОС...  – это идет валом. Притом очередная новация вступает в противоречие с предшествующей, федеральные постулаты – с местными трактовками, ожидания – с возможностями и так далее. Разумно ли ждать, пока все уляжется, или, наоборот, участвовать в процессе состыковки сказки и реальности? 
Учителя обсуждают свою непростую ситуацию…

Не новость, а воз и ныне там

В значительной части заданий ЕГЭ проверяются традиционные зуновские вещи, а стандарт вроде бы ориентирует школу на новые метапредметные и личностные результаты. И кто «главнее», ФГОС или ЕГЭ, непонятно. Чиновники утверждают, что статус стандарта превыше, но оценивают по ЕГЭ, и на деле выходит наоборот.
Отчетность, которая погребла школу. Учителю остается все меньше времени на работу с детьми, поскольку «не успел заполнить одну бумажку, надо писать другую, не успел приспособиться к одним изменениям, надо подстраиваться под новые». И даже под флагом борьбы с дублирующими и самопровозглашенными на местах «бумажками» все это продолжается.
Образовательный процесс идет и ладно. Что, как, зачем делается – никому не важно. Не он критерий оценки работы учителя, не он.
Главное, учитель не может сказать детям: «Поймите, ситуация в образовании становится все более неопределенной, и я не знаю, за что хвататься, готовясь к уроку».
Однако высказаться о наболевшем в сообществе коллег – может. Сегодня мы публикуем выдержки из состоявшегося диалога педагогов – участников круглого стола «Что меняют в работе учителя стандарты нового поколения?». Обсуждение проходило во Второй Санкт-Петербургской гимназии в рамках педагогического форума «Основное и среднее образование в контексте ФГОС: пути реализации, ожидания, риски».

Думать о детях, которые сегодня перед нами

– Первое, что обязан сделать учитель,– постараться понять, чем живут сегодняшние дети, поставить себя на их место, влезть в шкуру тех, кто пришел в класс, смотрит на тебя и ждет. И стать их поводырем, с которым идти интересно и безопасно. Для этого – нащупать русло, как идти именно с этим классом, по тем ухабам, которые подстерегают именно их. А что касается численных показателей, отчетов, есть мудрость военная: «ерунду просят – ерунду дадим». Требуют инновации – мы им эти инновации выдаем. А с детьми так нельзя.
– Что принесли инновации, ЕГЭ, ГИА, тестирование? Формы затмили содержание. На каждом уроке надо тестировать, тестировать, тестировать. А как же – требуют. Но требования-то совсем другие: развитие, функциональная грамотность, которая, кстати, не голый навык, а навык плюс сотрудничество, сообщничество. У нас до того дошло, что ученик порой не может понять, о чем в тестовом задании говорится. Надо уметь не пугать детей, а удивлять. Мотивировать, пробуждать к мысли. Кто умеет, для того стандарт не проблема.
– Все хорошо прописано в документе, но мы приходим в школу, и там – живые люди со своими желаниями, стремлениями. Да, дети другие, это интернет-поколение, но ведь и те же: душа ребенка не в айпаде и не в айфоне, а вечные проблемы взросления их не обходят стороной. Когда и кому говорить с ними о ценностях, доносить мудрость человечества, сохраненную культурой? То есть опять главное в работе учителя – факультативное.
– Почему мы на распутье, не знаем, чего хотим, как на самом деле надо? Потому что этого не знают наше государство и правительство. Декларируют, что обществу нужен человек думающий, но все видят, что нужен кто-то другой.

Как учителю вписаться в стандарт

– Учителям, которые работают честно, отдавая всего себя профессии, все равно, какой стандарт. В любой момент они адекватны стандарту. Где-то сами подстроятся, где то стандарт подстроят под себя. А равнодушному учителю никакой стандарт не поможет. Так что проблема одна – проблема кадров.
– Говорят, раньше было лучше, работать было проще. Но мир теперь другой, дети другие, другие способы взаимодействия детей с миром. И, конечно, надо осваивать новые формы обучения. Логично. Но неприемлем фанатизм. А то на наших педагогических форумах некоторые слова уже начинают вызывать чувство, близкое к аллергии: презентация и проект. У нас все на свете – не презентация, так проект. Пора изменить методы работы: отойти как от морально устаревших, так и от навязываемых новых, которые, мягко говоря, неадекватны.
– В эти дни на форуме нам говорят: учитель должен принять и освоить стандарт, ребенок должен принять и освоить стандарт. А чего на самом деле хотят учителя, ученики? На самом деле – одного: «Вы скажите как надо. Мы сделаем». Обсуждать, договариваться, что-то важное отстаивать учителя не готовы. Ни с разработчиками стандартов и каких бы то ни было критериев, ни с учениками по поводу их собственных «стандартов» и «критериев». Но вот стандарт, никуда от него не денешься, я буду искать новые приемы и ходы и буду учиться договариваться.
– Мне кажется, стандарт сильно опоздал. Когда лет 7–8 назад мы наблюдали ярко проявляющиеся негативные процессы в детском чтении, в обращении с художественным текстом, с детской грамотностью, никто не задумывался над тем, а что должно происходить, чтобы было иначе. Дети как списывали, так и списывают, внутренней мотивации никакой. Тут подоспел стандарт, в котором есть все ростки для изменения ситуации. Но старой, замечу, ситуации. А уже новая подоспела – дети массово не ходят в школу. То есть опять: гладко было на бумаге, но забыли про овраги.
…И в заключение – суждение, служащее смысловым ключом к этой публикации:
– Как знать, быть может, тот опыт, о котором мы говорим здесь, и есть самое главное, самое достоверное свидетельство текущего момента.

Рейтинг@Mail.ru