Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Черепанова Анна

Когда школьная атмосфера становится офисной...

Неучтенные эффекты высоких технологий

Теперь в школах не то что раньше: товарища по голове учебником не стукнешь, планшет недешев. Дневник с тройкой не спрячешь, он электронный, и мама видит оценку сына практически в минуту выставления, порой раньше, чем узнает о ней ребенок. Электроника уже не фантастика, и школа, как нам разъясняют, не должна отставать от времени…
Но можно ли переложить на электронные устройства все задачи развития?

Отречемся, отряхнем…

Хотя само понятие «школа» тянет за собой ассоциации с сакральным местом, где есть то, чего нет больше нигде, такое, чего нигде не увидишь, и есть там такие особенные люди, мудрые проводники в новую жизнь.
Теперь все это отправляется в мусорный бак. Материальная культура школы сворачивается до электронного пульта, которым ученики голосуют за правильный ответ в тесте. Атмосфера скорее офисная, нежели инициирующая.
Зачем пачкать руки мелом, когда можно водить рукой по световому полю? Зачем листать страницы учебника, когда в электронных версиях безотказно действуют гиперссылки? А что будет помнить рука, которая ни с чем реальным не соприкасается, – вопрос в пространство. Поговорим о вкусе фруктов в саду, где висят одни только восковые плоды: наглядно, красиво, безопасно – попробовать нельзя.
– Все-таки традиционные методы обучения себя оправдывали, ребенок хорошо помнит только то, что он сам делал своими руками, – говорят одни родители.
– Никакого сравнения, – возражают другие, – новые технологии так развивают, ни с какой книгой не сравнить. Подумайте, Солнечная система, которую можно потрогать руками, переместить планеты, – это же увлекательно.
Наверное, все дело в том, какой метод познания окружающего мира в жизни ребенка первичен. То есть потому интер­активная Солнечная система так увлекательна для папы, что он в свое время учил астрономию по черно-белым картинкам. Графические образы вызывали бурю чувств и фантазий, любопытство и благоговение, и вот теперь – ура, планеты укрощены. Но правомерно ли начинать знакомство ребенка с астрономией сразу с игры в «управление» планетами?
И в целом представления взрослых об увлекательности всего электронного базируются на реакциях аборигенов бумажной культуры, то есть объективностью не грешат. А что будет с безбумажным поколением – никто не может знать. Идет игра с неоцененными рисками.

В какую сторону бежать?

Уже не первое десятилетие школу запрягают в лямку информационных технологий, она везет – отчасти не по своей воле и не по своему выбору. Полно всего дорогого, но так и не пригодившегося в ее недрах.
– Но и самые модные школьные машинки не успевают за теми, которые лежат в карманах детей. Только школы закупили оборудование нового поколения, как ученики уже обзавелись новейшим, – говорят эксперты.
Это ей ставится в вину: школа не поспевает за технологиями. Мол, она и за учеником не поспевает, потому что новыми технологиями не пользуется.
Вот внедряла бы, и нашлось бы время присмотреться к ученикам.
Только прежде чем сэкономить себе время на эффективное общение с учениками, учитель должен найти время на поддержку виртуального общения с уже наэлектризованными во всех смыслах родителями и непрерывно создавать и поддерживать среду, в которой всем было бы комфортно, – непростая специальная работа, отнимающая много времени. Опять же – от чего отнимающая? От сосредоточенности на своем прямом деле – организации и подготовки уроков.
Недавно немецкие ученые установили, что чем больше ученики пользуются компьютерами, тем меньше их успехи в изучении иностранных языков и математики. Системность и целостность восприятия, глубокая погруженность во что-то становятся дефицитом.
Но и наши родители и учителя отмечают: в окружении кнопок ребята пассивны. Участвовать в живом обсуждении, что-то делать самостоятельно им уже не хочется, хочется – «опять туда».
Хотя вроде бы технология не дает ребенку препятствий, а только снимает некоторые задачи, то есть, например, стеснительный, необщительный ребенок может сам ознакомиться с результатами своей работы через электронный дневник. Хорошо. Но ведь набраться храбрости и напрямую расспросить учительницу, почему она ставит ему только тройки, – куда как неплохо.

Родители на проводе

Уже не раз говорено: информатизация школ, во-первых, для удобства чиновников: быстрый сбор отчетов и документов, мгновенная обратная связь. Вторая цель тоже прагматическая: для вовлечения родителей в жизнь школы. Признают решительно все, что сегодня без участия родителей школа выучить не может, программа для ученика неподъемна.
Поэтому родителям – все условия: переписка на форумах школьного сайта, отчеты о жизни детей в школе, новости класса, электронный журнал. Оценки, домашние задания, темы уроков – все это перестает быть частью личной жизни ребенка, его личной заботой. И это хорошо, считают взрослые, это дисциплинирует.
Разве их самих. Что касается детей, которым ни соврать, ни скрыть, ни поступить по-своему, то им тотальный надзор и всеобщая унификация не впрок. Особенно подросткам: возрастная потребность в обособлении личного мира, отделении себя от близких остается неудовлетворенной и влечет невротизацию.
Но не для ребенка же все это крутится-вертится в школах. Для показного жеста, что и не скрывается:

– Раньше школы по оснащению сильно отставали от того, что у детей дома, – констатирует чиновник, – а за два последних года мы наверстали упущенное. Теперь школа не отстает от времени. Пусть ученика в школе окружают вещи примерно такие же, как везде, ведь даже уличная реклама сделана по последнему писку высоких технологий. А школа чем хуже?

…Очевидно, к сожалению, увы-увы. Нет спроса на профессиональную экспертизу, или некому ее проводить – но уж как есть. И мы, кто в теме, зададим основные вопросы себе:

– А почему, собственно, в школе все должно быть так, как везде, разве не должно что-то отличать школу от всего прочего?
– Все-таки что правильно – компьютер для человека или человек для компьютера? Средство у нас – «кто» или «что»?


Рейтинг@Mail.ru