Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Кожурина Людмила

Учителей ждет профессиональный стандарт

Но проблема в том, какие критерии будут положены в его основу

«Стандарт на профессию будет учитывать существующие критерии оценки учителя», – сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Мало того, что «существующие критерии» нереально тяжелы для учителя – и по содержанию, и по процедуре, – так теперь предполагается, что «аттестацию учителя будут проходить не реже раза в год». Значит, и чаще можно? Некоторую надежду оставляет заявление, что критерии будут едиными на всей территории страны, а не как сейчас, местного производства, с длинными и странными списками.
Но в целом составление профессионального стандарта учителя по критериям оценки его работы, привязка стандарта к аттестации – неверное решение.
Профстандарт не внешний карательный инструмент. Не список недопустимых проявлений. И не перечень функционала. Но именно с этого почему-то начали: владеть информационными технологиями, уметь организовать работу в группах и пр., хотя профстандарт не про эти мелочи.
Или схватились писать профстандарт – для учителя математики свой, а для словесника свой и прочее, но профстандарт не про предметные компетенции.
Он – про смысл профессии «учитель». Ровно про то, чем ежечасно озабочен каждый учитель, когда он с детьми или по поводу детей. И очень нужно и крайне востребовано учительством нормативное описание профессии через смысловые критерии.
Зайдите в школы – много где увидите стенд или рамочку с надписью «Кодекс учителя». На многих педагогических форумах эта тема периодически всплывает и неравнодушно обсуждается. Потому что хоть понятия «честь» и «достоинство» ни в каких официальных критериях оценки учителя не значатся, профессия эта стояла и стоит на этическом основании. А на другом-ином устоять не может, пытались, видели.
Мало кто из учителей покидает школу, потому что не уложился в какие-то страницы или не написал ЕГЭ на 80 баллов. По внешней оценке – мы не слышали. А вот по личным, внутренним мотивам уходят очень часто. По «хватит, уже не идет работа так, как раньше», по «дети меня стали хуже воспринимать» – по изменениям, которые регистрирует сам учитель и сам выносит вердикт.
Относительно чего он его выносит? Относительно негласных представлений о роли и долге учителя. Он страдает, когда его представления о том, что есть, и о том, как надо, слишком сильно разошлись.
Так почему эти негласные представления не оформить нормативно? Они то и дело выговариваются в разных местах и по разным поводам. Наша газета, в частности, может быть источником, тут, например, история конкурса «Золотой кодекс»: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001923.
…В общем, тема пока не закрыта, первые обсуждения в министерстве состоятся 13 ноября, продолжение следует.

Рейтинг@Mail.ru