Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Куценко Елена, Печатникова Людмила, Леонтьева Ольга, Куприянов Борис

...И первый школьный день – как чистый лист!

Пусть на нем найдется место только для слов радости, дружества и любви

1 сентября – возможно, самый неоднозначный день в жизни ребенка. Дети радуются встрече с друзьями (хоть один друг в классе найдется у каждого), с любимыми педагогами (тоже наверняка есть – один или больше, кому как повезло). И эту радость ребята стараются показать друг другу. А вот тревогу, страх прячут от постороннего взгляда.
Но тревожно всем. Как сложатся отношения в новом году с одноклассниками, учителями? Сумеешь ли справиться с учебой?
В этот день хочется опереться на привычное, знакомое (мой класс, мои учителя, моя парта). Но – изменились одноклассники, да и сам ты уже не мтот. Кабинеты после ремонта не?узнаешь.
Надо признаться, учителей тоже обуревают противоречивые эмоции. Они тоже соскучились по работе и тоскуют по лету. Им тоже радостно и страшновато.
Как облегчить всем нам переход от беззаботных, самых долгих в мире каникул к учебным будням? Как сделать ежегодно повторяющийся первосентябрьский ритуал запоминающимся событием?
Эти муки празднично-педагогического творчества не становятся легче с годами. И не слишком помогает чей-то удачный опыт: другой уклад, другие внутренние задачи. А все же свежая идея иногда позволяет внести в собственноручно созданный сценарий новый яркий акцент. И от этого вдруг покажется, что так и весь год пройдет, как-то  особенно удачно, вопреки всем внешним сложностям. Просто потому, что мы так здорово умеем придумывать и осуществлять свои фантастические идеи. 

Автопортрет после каникул

В первый день школы каждому ребенку важно восстановить старые симпатии, представить себя в новом качестве, понять, как изменились за лето окружающие. Внешние перемены видны сразу. Гораздо труднее обнаружить перемены внутренние.

Чтобы не гадать понапрасну, предложим каждому ученику самостоятельно поведать миру о своем новом внутреннем «я». Разумеется, не в форме ответа у доски. Слишком трудно выразить словами, что творится у тебя в голове: образы, эмоции... Зато это все можно нарисовать. А не очень талантливые художники воспользуются готовыми картинками. Из старых журналов, рекламных листовок.
Предварительная подготовка не отнимет много времени. Листы бумаги с неровными кругами, напоминающими очертания головы. Стопки ненужных изданий с картинками (их с удовольствием помогут собрать ребята, если намекнуть им, что выполнение первого в году домашнего задания имеет огромное символическое значение: как с ним справишься, так и дальше пойдет). Всякая канцелярия: ножницы, клей, фломастеры.
Короткое вступительное слово педагога. И вот уже за партами кипит работа. Кто-то заполняет свой лист роботами, танками. Кто-то вырезает морские и горные пейзажи. Не найдя подходящей картинки, ребята выводят названия предметов, самых любимых или самых страшных, оценки, которые хотели бы получить, названия прочитанных книг.
Передаются из рук в руки ножницы, карандаши. Разговоры, улыбки, первые мелкие ссоры. Жизнь входит в рабочее русло. Оказывается, все не так тревожно, как казалось еще вчера. Словно не было трехмесячной разлуки.
Не стоит затягивать процесс. Классный час короток, да и ученики еще не готовы сосредоточиться надолго. Развешиваем по классу готовые листы.
Продолжение урока зависит от возраста детей, от особенностей взаимоотношений в классе. Иногда лучше дать авторам по минуте на представление композиции, объяснение символики.
Другой вариант – комментарии зрителей (тут нужна уверенность в доброжелательности реплик).
В конце урока складываем свернутые в трубочки произведения в какую-нибудь коробку, запечатываем, завязываем и прячем – на целый год. В конце мая забавно будет достать эти картинки, рассмотреть их, посмеяться над «увлечениями молодости», удивиться неизменности некоторых пристрастий.

Заключи школу в объятия!

Часто в школу будущие первоклас­сники приходят из соседнего детского сада. Да и многие одиннадцатиклассники когда-то покинули тот же детский сад. Так почему бы не устроить общий праздник?

В «Школе самоопределения» в прошлом году первоклассники, как и все ученики страны, собрались рано утром у порога, нарядные, с цветами… А школа почему-то оказалась закрыта. Только Ветер в развевающемся плаще (да это же любимая воспитательница в знакомом по детсадовским представлениям костюме!). И сообщает Ветер тревожные вести: самые старшие ученики в плену у злобных невежд, а без них, умных, сильных, учебный год не начнется. Как назло никого рядом. Значит, придется малышам выручать взрослых.
Ребята в сопровождении воспитателей, учителей отправляются на подвиг, стараясь не отставать от Ветра. Они уже не просто дети, которых родители привели в школу. Они активные самостоятельные герои. Они, оказывается, очень хотят учиться, готовы преодолеть трудности, чтобы открылась дверь класса. По пути (кстати, путь лежит в сторону родного сада) новички успевают познакомиться со старожилами.
В детском саду юных спасателей ждут «страшные» картины: запутавшиеся в веревочной паутине, заблудившиеся в лабиринте – словом, оказавшиеся в страшной опасности одиннадцатиклас­сники. Командам юных спасателей приходится действовать слаженно и быстро. Или, по крайней мере, стараться действовать именно так.
Тем временем у школы собираются остальные ученики. К каждому классу подкатывают на велосипедах, скейтах или роликах «почтальоны» – организаторы праздника. По традиции это десятиклассники. У них в руках посылки. В каждой – письмо классу и маленькие колокольчики – по одному на каждого человека, считая педагога. В письме сказано, что нужно делать: выстроиться в «живой коридор», от ворот школы до калитки детского сада. Как только появятся малыши со спасенными одиннадцатиклассниками, встречать их звоном колокольчиков.
По мере того как пары одиннадцатиклассников и первачков приближаются к школе, за ними включаются в процессию остальные классы. К ним присоединяются прошлогодние выпускники (обычно они успевают забежать в родную школу перед тем, как отправиться в еще не очень родной институт), учителя, родители. Длинная вереница окружает школу. Наконец, рука какого-нибудь первоклассника соединяется с рукой ученика неведомого класса или незнакомого учителя. Какая разница – теперь это свой человек, стоящий с тобой в одном кругу. Мы вместе так могучи, что в силах обхватить огромное здание. Вся школа в наших руках!
Одиннадцатиклассники провожают малышей в классы, дарят подарки. Остальные тоже разбегаются по кабинетам, унося на память маленькие колокольчики. Учебный год начался!

Урок тысячи лепестков

Наступил наконец-то день, которого так ждали и немного побаивались первоклассники. Они заранее сложили в новенькие портфели все старательно припасенное школьное имущество. Но и взрослые в последние августовские дни тоже готовились к этому событию.

Хорошо, если учитель заранее договорится с родителями, чтобы они принесли в класс какую-то знакомую и любимую ребенком вещь. А первым домашним заданием станет рисунок и подготовка рассказа о том, что любит, чем гордится первоклассник.
Если это удастся организовать, то каждый ребенок, войдя в класс и осматриваясь, найдет глазами что-то уже знакомое – фотографию, книжку… Домашние вещи можно разложить на партах как ориентиры, кому на какое место садиться, – в этом случае не возникнет растерянности, обид и ссор при рассаживании.
Отдельное время и внимание придется посвятить праздничным букетам: лежа на партах, они смущают и отвлекают малышей. Пусть их размещение станет одним из первых совместных дел. Нужно заранее заготовить много посудин с водой в бе­ зопасных местах и предложить детям самим расставить принесенные цветы. Но – «Внимание! Мы же в школе» – без шума, не толкаясь и не мешая другим.
Когда это трудное дело при тактичной помощи взрослых будет успешно завершено, можно попросить поднять руку (еще одно школьное правило) тех, кто сумел выполнить задание тихо, кто ни разу не столкнулся с одноклассником, кто уступил и помог другому.
Взволнованные родители, пришедшие в класс, будут стремиться поруководить, вмешаться – если не предупредить их заранее о том, что детское умение действовать самостоятельно гораздо важнее симметрично расставленных букетов и даже случайно пролитой воды.
Но самое главное в первый день – конечно, знакомство. Именно для этого дети с родителями накануне обсуждали, что и как ребенок расскажет о себе. Или не расскажет, а покажет рисунки, продемонстрирует любимую книжку… В крайнем случае, просто назовет свое имя. Учитель, конечно, тоже будет среди рассказчиков.
Поскольку в младшем школьном возрасте ребятам привычна игра, логично продолжить знакомство в игровой форме. Если каждый первоклассник придет с небольшой любимой игрушкой, можно разделиться на группы по три–пять человек с одним или несколькими взрослыми. И пусть каждый малыш расскажет о своей игрушке: боялась ли она идти в школу, каким учеником собирается стать (заяц, Бэтмен, смешарик). А учитель, тихонько переходя от одной группы к другой, составит себе предварительное представление о новых учениках.

Прокладываем маршруты для первоклассников

В день встречи со школой первоклассники сразу становятся одними из главных героев праздника. Это большое эмоциональное напряжение. Поэтому в первый же день – до общего знакомства друг с другом или после – хорошо бы потратить минут двадцать–тридцать на первое ознакомление с пространством школы.

Самыми лучшими проводниками и экскурсоводами станут пятиклассники, «выпускники» того же учителя. Они наверняка с радостью вернутся в свой прежний класс. И, глядя на малышей, смогут лучше оценить, как сами изменились, выросли за годы начальной школы. С пятиклас­сниками только нужно заранее спланировать маршруты и примерное содержание мини-экскурсий.
К каждой группе из двоих–троих подростков и троих–пятерых малышей наверняка захочет присоединиться взрослый из числа свободных педагогов и родителей (мы ведь не оставим в первый же день пап и мам за порогом школы).
Конечно, дети шести–семи лет не запомнят с первого раза, где что расположено, но некоторый образ школьного пространства у них, по крайней мере, сложится. По пути многие пятиклассники захотят поделиться приобретенной жизненной мудростью. Например, относительно того, что лучше не врезаться с разбега в завуча, не носиться сломя голову по лестнице, что входит в обязанности дежурного и на что больше всего сердится учительница.
Вернувшись в класс, старшие могут еще раз персонально поздравить первоклашек. Например каждый подходит к тому малышу, который занял его место за партой, и шепчет на ухо хорошие слова, дарит рисунок с пожеланием, советом, поздравлением. Когда тебя буквально вводят в новое место за руку, негромко подбадривая, это сильно смягчает стресс первого учебного дня. И школьное пространство будет восприниматься как уже немножко освоенное.

Ведные советы... на торжественной линейке!

Есть школы, где главная праздничная традиция – каждый год придумывать к первому сентября нечто особенное, ведь этот день дает старт всему учебному году.

В прошлом году в школе № 5 города Удомля на торжественной линейке одиннадцатиклассники давали «вредные советы» (естественно, никого не предупредив заранее об их вредности) младшим ребятам, тем, у кого старшая школа еще впереди:
«…Пусть мы не до конца выучили все формулы по физике и теоремы по геометрии, не всегда правильно пишем уравнения реакций и алгоритмы решения задач с параметрами, не знаем всех исторических событий и художественных произведений, не очень хорошо разбираемся в общественных явлениях и глобальных проблемах человечества, не владеем в совершенстве ни русским языком, ни английским, мы точно знаем:
для того чтобы не испортили настроение, надо не опоздать на первый урок и прийти на занятия в школьной форме;
чтобы получить зачет, надо подготовиться (мы имеем в виду шпаргалки);
чтобы написать контрольную работу, надо сесть с отличником;
чтобы сэкономить деньги, которые родители дают на обеды, надо покупать в ближайшем магазине макароны быстрого приготовления, а чтобы не тратить зря время, макароны надо есть в сухом виде.
Еще мы знаем все достопримечательности в окрестностях школы, все пароли к компьютерам, подписи и почерка всех педагогов, мы знаем, как найти подход к любому из них!
Поэтому обращайтесь к нам в сложную минуту, поможем, чем сможем!»
Сначала школа слушала серьезно… Потом все больше зрителей начали улыбаться: у одних, даже если это учителя, есть масса воспоминаний «по теме»; у других – столько всего впереди, оказывается…
Символом Дня знаний испокон веков является колокольчик. И хорошо, если у каждого класса он свой, индивидуальный, креативный, созданный в процессе коллективного труда и оформленный с лю­бовью.
Такие колокольчики стали достойным завершением первого дня учебного года. Они создавались на классных часах, которые проходят по окончании торжественной линейки. Материалы, идеи готовились заранее. Колокольчики получились абсолютно разные, но на каждом ребята написали пожелания школе, учителям, друзь­ям – на новый учебный год.
Яркие, красочные, разноцветные колокольчики развесили на деревьях, расположенных у входа в школу. Эти маленькие шедевры долгое время радуют глаз, напоминая о теплой атмосфере первого учебного дня.

В кепках – без кепок,  с бантиками – без бантиков

А если в День знаний погода хорошая, можно выйти с ребятами за пределы школы и там провести время с пользой и удовольствием.

Правда, здесь есть одна проблема – детей вне стен школы бывает сложнее организовать. Но без толку ругать разгулявшихся подростков, лучше превратить ситуацию в обучающую и для начала провести какую-нибудь несложную игру. Никого не нужно заставлять в ней участвовать, тем более что игра не на скорость, а на взаимопомощь и сотрудничество.
Подготовиться к игре не трудно, нужно лишь придумать символы для двух команд (белые – цветные, в кепках – без кепок, с бантиками – без бантиков или что-то еще веселое и понятное детям), купить заранее прищепки по количеству участников и два флажка. На ограниченной и хорошо обозримой для педагога территории каждая команда закрепляет свой флаг. Задача – захватить чужое знамя.
Обязательно перед началом обсуждаем правила: не драться, не применять захваты – в каждом классе свои проблемы, свои решения…
Прищепки крепятся на одежду, например, на спину, и начинается беготня с элементами стратегии. Тот, у кого сорвали прищепку, считается раненым, но его можно спасти в течение определенного времени. Скажем, в течение минуты – на часы смотрит учитель или кто-то из «не фанатов» бега. А может, раненые сами следят за временем и, признав свой выход из игры, становятся болельщиками, что тоже здорово.
Спасти – значит, отдать прищепку, отобранную у другого человека, или… свою. Вот шустрого парнишку, который не раз выручал друзей, окружили соперники, отобрали все прищепки. Команда теряет ценного игрока?
На помощь приходит девочка, которая явно не сильна в гонках. Она отдает свою единственную прищепку: «Держи, тебе нужнее, с тобой мы обязательно выиграем!»
Скептики сразу возразят: невозможно отследить, сколько секунд ждал помощи тот или иной раненый. Конечно! Но мы же играем! А в игре – все должно быть по-честному, иначе кто же будет с тобой потом играть?
Командам важно обсуждать свою тактику, поэтому тайм-ауты стоит давать почаще, на протяжении всей игры.
И вот на площадке только один флаг. Осталось поблагодарить всех за участие: дружные аплодисменты – знак того, что нам так хорошо вместе! Пора переходить к серьезным разговорам: у ребят вряд ли будут теперь силы и желание разбегаться, хулиганить.
Устроиться на травке, поговорить о прошедшем лете, о планах на новый учебный год, вместе помечтать, спеть – в общем, снова стать одним коллективом. А потом оглянуться вокруг и связать увиденное с тем, что скоро будем изучать, вспомнить пройденное ранее. Ведь именно природу и нас с вами, людей, пытаются понять и описать ученые, поэты всего мира. У такого занятия есть только один недостаток: время летит слишком быстро и не хочется расходиться…

"Буду краток: идите в 5-й класс с улыбкой!"

Первое сентября – напряженный день и для пятиклассников: ведь они снова превращаются в новичков. Но если на пороге средней школы их встретят незамысловатые, но искренние напутствия старших ребят, они почувствуют себя гораздо увереннее. Заранее собранные пожелания распечатываются на цветных листочках, их прячут в коробочки из-под киндер-сюрпризов. Пятиклассники начинают год с беспроигрышной лотереи: что ни вытянут, все пригодится.

Поверь, проблем появится масса! Да, иногда очень скучно, но ты продолжай, сиди учи уроки и не бойся дальше идти. (Ян, 5 класс)

Не летай в облаках на уроках. Не болей, когда контрольная. Ешь конфеты и мед перед ней! (Виталик, 6 класс)

Успехов! Не зли учителей (они все разные)! Расписание на первом этаже! (Саша, 6 класс)

Полюби своего нового классного руководителя. Не падай духом, когда видишь злых учителей, со временем они подобреют. Делай всегда уроки. Не убивайся об парту. Не раскисай. (Машка, 6 класс)

Переход в среднюю школу – это трудно. Но не робей, это не значит, что страшно. Наоборот, ты станешь взрослее, умнее и даже могущественнее. Главное – старайся! (Никита, 6 класс)

Вперед! Ты на середине пути! (Настя, 6 класс)

Верь в себя! Уверенность поможет тебе продвигаться по жизни. (Элина, 7 класс)

Успех – это не значит все делать правильно. Это значит – ошибаться, вставать и не сдаваться. Вот я и желаю тебе успеха. (Маша, 7 класс)

Уважаемый! Не бойся ответственности и не поддавайся унынию. Старайся всегда найти выход! (Чингиз, 7 класс)

Помни, что ты Человек! (Леля, 7 класс)

Крепитесь, друзья мои! Вы переходите в новый мир, новое время – и новые проблемы! (Данила, 7 класс)

Буду краток: идите в 5 класс с улыбкой! (Денис, 7 класс)

Не старайся быть таким, как все! (Володя, 7 класс)

Будет больше домашки – советую закинуть лень на антресоли и забыть о ней навсегда. Но, с другой стороны, будет больше возможностей. В 5 классе учиться нужно – хочешь ты этого или нет! Впрочем, не расстраивайся, иди в среднюю школу с легкостью! (Саша, 8 класс)

В средней школе ты увидишь себя как личность. (Лена, 8 класс)

Самое главное: не бойся ошибиться, не бойся двоек – бойся потерять интерес. (Ира, 8 класс)
 

Рейтинг@Mail.ru