КРУГ ВОПРОСОВ
Кондаков Александр, Кириллова Светлана
«Наша задача – максимально подготовить ОУ к переходу на стандарт старшей школы»
На вопросы отвечает генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель проекта по разработке ФГОС Александр Кондаков
Учебный год начинается в новых условиях: в России приступают к
работе по стандартам средней школы и пытаются понять, каким в
реальности будет стандарт третьей ступени. В сегодняшнем номере об этом
размышляют руководитель группы разработчиков, независимый экономист
и руководители образования.
– Когда говорят
о стандартах старшей школы, обычно задают вопрос: не слишком ли мы
поторопились?
– Введение стандартов старшей школы, пожалуй, наиболее
серьезное системное изменение в отечественном образовании за последние
80 лет. Не соглашусь с высказыванием, что со стандартом «поторопились».
Изменения, которые происходили в системе российского образования за
последние 10–15 лет, создали надежную ресурсную базу для перехода на
новые стандарты. В отличие от многих других экспериментов в образовании
у нас было семь лет, чтобы подготовиться к решению этой задачи. При
разработке стандартов были учтены результаты экспериментов по новому
содержанию образования, информатизации образования, профильному
обучению. В рамках подготовки новых стандартов были разработаны,
апробированы и введены модели и методики нормативного финансирования,
новой системы оплаты труда. Серьезная основа для введения новых
стандартов была создана в рамках реализации приоритетного национального
проекта «Образование», национальной инициативы «Наша новая школа»,
проекта «Модернизация региональных систем образования».
– Методики НПФ и
новой системы оплаты труда прекрасно выглядят на бумаге. Однако
работают они лишь в том случае, когда под них выделяют финансирование
не ниже определенного уровня. Если, к примеру, стимулирующий фонд ОУ
составляет не 35–30% , а 5% или 0,5% от ФОТ, методика не работает или
работает в обратном направлении. Где гарантия, что под стандарты
старшей школы будут выделяться необходимые средства?
– Это вопрос к федеральным органам исполнительной власти.
Задача очень серьезная. Мы, как разработчики, готовим свои предложения
по изменению норматива финансирования и модельные методики новой
системы оплаты труда в соответствии с требованиями стандартов. Надеюсь,
что этой осенью мы сможем приступить к их широкому обсуждению. Наша
задача – максимально подготовить образовательные учреждения к переходу
на стандарты старшей школы. Мы предложим регионам те модели, которые
должны быть адаптированы к условиям и состоянию конкретного субъекта
Федерации. Сколько в итоге будет этих моделей, как они будут
использованы в конкретных школах, нельзя предсказать заранее.
– Кто будет
разрабатывать эти модели?
– Во-первых, мы вместе с экономистами постараемся
смоделировать максимальное количество ситуаций, дать варианты
нормативного финансирования, исходя из потребностей различных учебных
заведений.
Во-вторых, формируется пул директоров школ России порядка 100
человек, с которыми мы начнем отработку всех документов, обеспечивающих
переход школ на обучение по новому стандарту.
– Из каких школ
будут приглашаться директора-консультанты? Будут ли среди них директора
школ-«золушек»: сельских и малокомплектных ОУ?
– Среди руководителей образовательных учреждений, с которыми
мы работаем, есть директора лицеев и гимназий, городских и сельских,
малокомплектных школ и образовательных центров. У нас обширная база: в
ходе подготовки стандарта для начальной и основной школы мы изучали
опыт 800 школ в разных уголках России: в Самарской области, в
Республике Татарстан, в Перми, в Москве и в других субъектах Российской
Федерации – особенно тех, кто разрабатывал собственные интересные
модели обучения на старшей ступени. В регионах вскоре начнется работа
по отбору образовательных учреждений, которые станут ресурсными
центрами для подготовки перехода на стандарт старшей школы. Среди них
будут представлены как городские, так и малокомплектные сельские школы.
– Если учителя,
директора ОУ, руководители образования регионов и муниципалитетов
захотят поучаствовать в обсуждении и предложить свой опыт?
– К декабрю мы планируем разработать пакет документов, с
помощью которых субъекты РФ смогут организовать работу первых ресурсных
центров для перехода на стандарт старшей ступени школы в 2013 году.
Когда эти площадки заработают, вся информация станет доступна для
педагогического сообщества. Мы как разработчики предоставим
образовательным учреждениям и органам управления образованием
возможность познакомиться с этими документами из первых рук. Первые
материалы по обеспечению реализации стандарта старшей ступени появятся
для обсуждения на сайте standart.edu.ru уже в начале сентября. Если
кто-то захочет рассказать о своем опыте или предложить в качестве
площадки свою школу – замечательно.
– С введением новых
стандартов старшая школа станет дороже, хотя никто не подсчитал,
насколько. Это налагает новые обязательства на руководителей регионов и
министров образования. Они готовы отстаивать увеличение НПФ?
– Мы начнем этот разговор в сентябре. Те из руководителей
образования субъектов Российской Федерации, с которыми мы уже говорили,
высказали позитивную и заинтересованную позицию. Я планирую посетить
пять субъектов Российской Федерации и встречаться с их руководителями
для обсуждения этой проблемы.
– Критики
стандарта уже подсчитали, что возможности регионов невелики и реально
финансироваться будет самая дешевая модель старшей школы:
универсальная. Как вы считаете, регионы предпочли бы ограничить
количество моделей старшей школы?
– Напротив! В отличие от начальной и основной школы количество
затребованных моделей старшей школы гораздо больше! Это могут быть
школа при крупном вузе, школа технологического профиля и т.д. Например,
недавно в Татарстане мы обсуждали модель фермерской школы. Если
говорить о предпочтениях, то в крупных образовательных учреждениях
востребована модель старшей школы, реализующая индивидуальные учебные
планы. Ее мы будем в первую очередь отрабатывать с директорами. Есть
еще две основные модели, каждая из которых имеет несколько вариантов:
однопрофильная и многопрофильная школы. Хочу подчеркнуть, что слово
«профиль» в данном случае не надо понимать как продолжение эксперимента
по профильному обучению. Понятие профильности предполагает широкий
спектр возможностей образовательного учреждения. Например, школа
социально-экономического профиля сможет обеспечить подготовку по
учебным планам, ориентированным на экономику, право или социологию,
школа естественно-научного профиля подготовит старшеклассников к
поступлению в медицинские вузы, на биологические и химические
факультеты и т.д.
– Как только
стандарты были утверждены Минюстом, в интернете начали появляться
заявления: «Наш муниципалитет (регион, школа) готов перейти на этот
стандарт хоть завтра!» Ваш комментарий?
– Люди, которые делают такие заявления, недостаточно глубоко
понимают изменения, которые связаны с переходом на новые стандарты.
Думаю, что они просто его не читали. Безответственно заявлять о том,
что образовательное учреждение готово к переходу на стандарт старшей
школы. Один пример: как можно говорить о переходе на новый стандарт,
если не разработаны и не апробированы процедуры государственной
итоговой аттестации и единого госэкзамена, которые должны быть созданы
в соответствии с требованиями нового стандарта? Есть позиция министра
образования и науки России: первые школы могут начать обучение по
новому стандарту в пилотном режиме не раньше 1 сентября 2013 года. У
нас есть двенадцать месяцев, чтобы взвесить все «за» и «против» и
просчитать социальные, экономические и политические риски.
– Ваше мнение
как разработчика: в чем главное препятствие для общероссийского
перехода на стандарты старшей школы?
– Самый большой риск для введения стандартов старшей школы я
вижу в устаревшей системе педагогического образования. Ее организаторы,
как говорится, «страшно далеки от народа». И дело не в том, что у нас
плохие химики или физики. Многие учителя не владеют современными
образовательными технологиями, навыками формирования критического
мышления, организации сотрудничества и т.п. Так что для меня главное не
экономический или финансовый фактор, а проблема с кадрами.