Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

«Хамдан»: педагогика лидерства

О том, как в Калмыкии удалось создать массовую и продуктивно работающую детскую организацию

Можно ли сегодня возродить творческую воспитательную работу с детьми? Не только в отдельных школах или организациях, а массово, на уровне региона? Опыт калмыцких педагогов говорит о том, что эта цель достижима. И что отыскать идеи и ценности, которые способны объединить детей, можно. 

«Этот опыт мне очень помог…»

Впервые об этой детской организации я услышал на Всероссийской конференции по краеведению. На одном из перерывов мое внимание привлекла необычная картина: увлеченный разговор юноши лет двадцати и седовласого профессора. Самым поразительным было то, что больше говорил юноша, а профессор с явным интересом слушал. До меня долетели обрывки фраз: «Этот опыт мне очень помог… развитие лидерских качеств… адаптация к студенческой жизни в большом незнакомом городе». И еще одно неизвестное мне слово, которое юноша повторил несколько раз, – «Хамдан».

Ставка на молодых

Потом я узнал, что «Хамдан» по-калмыцки означает «Вместе». Такое название было дано детской организации, которая возникла в Калмыкии 14 лет назад.
Основным мотивом было стремление педагогов запустить воспитательный процесс в республике. «Прежде всего мы хотели воспитывать в детях моральные качества, – рассказывает один из основателей и руководитель ассоциации детей и подростков Республики Калмыкии «Хамдан» Джемма Мучкинова. – А еще особые умения, необходимые для успешной социализации: открытость, толерантность, целеустремленность, коммуникативные навыки, навыки целеполагания и самоорганизации. Мы боялись, как бы наши ребята, особенно из сельских степных районов, не потерялись в этом большом мире».
Но как развивать эти качества и навыки, если педагогов, владеющих современными методами воспитательной работы, в Калмыкии было крайне мало? Оставалось одно – воспитывать юных лидеров, ребят, которые увлеклись бы идеями «Хамдана» и донесли их до своих товарищей. Но тут снова вставал вопрос: а кто же будет готовить самих лидеров? И тогда было решено начать с создания студенческого педагогического отряда «Солнг» (Радуга). Как искали ребят для студенческого отряда? «Вы не поверите! – говорит Джемма Мучкинова. – Я просто пришла на педагогический факультет Калмыцкого государственного университета и попросила декана: «Не могли бы вы дать тех ребят, которые летом у вас должны проходить практику в летних лагерях?» Мне дали 30 человек. Они стали работать и поняли, что это очень сложное дело: 15 человек ушли, но 15 остались. Вот с ними-то (потом в эту компанию стали вливаться ребята с других факультетов) и началась вся наша деятельность, которая разворачивалась, что важно отметить, при поддержке двух республиканских министерств: Министерства образования и Министерства туризма, спорта и молодежной политики».
Шаг, конечно, был рискованный, ведь педагогического опыта у студентов не было, но ставка на юных себя оправдала: новые формы работы придумали сами ребята. К тому же выяснилось, что они быстро учатся, особенно когда обучение происходит на практике. И плюс к этому, когда разница в возрасте невелика, взаимопонимание часто достигается быстрее.

Выборы президентов

С самого начала «Хамдан» был ориентирован на тесное сотрудничество со школами, с представителями органов ученического самоуправления. А там, где таких органов не было, команда «Хамдана» помогала их создавать. Первым шагом становилось проведение выборов президента школы – с партиями (в которые превращались классы или отдельные группы ребят), избирательными штабами и программами.
Чем занимаются органы ученического самоуправления? Это зависит от конкретной школы. Но в общем виде задача в том, чтобы, как говорит бывший президент одной из школьных организаций Адьян Бадмаев, «всем хотелось идти в школу».

Учеба для самых активных…

Чтобы начинающие президенты смогли успешно развернуть работу в школе, им надо многому научиться. Для этого «Хамдан» организует выездные сборы (5–6 раз в год), а также, почти ежемесячно, выездные тренинги по развитию деятельности районных детских организаций. Отметим, что учебу проходят не только руководители органов ученического самоуправления, но и активные ребята, проявившие свои организаторские качества.
А на каникулах все съезжаются на ежегодный «Летний слет лидеров ассоциации детских организаций Республики Калмыкии "Хамдан"» и «Ежегодный фестиваль ассоциации детских организаций Республики Калмыкии "Хамдан" («Вместе»)». Почувствовать атмосферу этих событий можно, посмотрев видеосюжеты, размещенные на сервере www.rutube.ru.

 Что значит быть лидером?

Содержание образовательных практик «Хамдана» задается ключевыми идеями воспитательной работы, и в частности тем, какое значение здесь придается таким понятиям, как «команда» и «лидерство».
Почему так важна команда? Потому что опыт командообразования открывает для детей ценность особого рода взаимодействия с другими людьми.
Команда – не просто группа людей, объединенных общими целями. Команда рождается тогда, когда возникает атмосфера взаимного уважения и доверия, ощущение ценности друг друга и друг для друга. Тогда и шансы на достижение общей цели существенно возрастают. Но чтобы стать такой командой, группе надо пройти определенные этапы развития, успешность прохождения которых во многом зависит от лидера.
А что такое лидер? В последние годы сложилось представление о лидере как о человеке, который всегда и во всем побеждает, способен в любом деле опередить остальных и заставить других делать то, что считает необходимым. У хамдановцев другой взгляд: лидер – это тот, кто работает ради сообщества. И если ты обладаешь качествами лидера, твой первый вопрос: что нужно людям? И чем ты можешь им помочь?
«Мы ориентируем детей на работу ради конкретного результата, а не для галочки, – говорит Джемма Мучкинова. – Если ребята оказывают помощь ветерану или инвалиду, они должны понимать, что для такого человека важно. Мы говорим: для инвалида весь мир зачастую замыкается в четырех стенах, а через общение с вами он может увидеть мир более широко и понять, что этот мир добрый».
Исходя из этого видения, осуществляется подбор конкретных методов и форм работы. Причем методы берутся из разных педагогических практик: подход «Хамдана» – это своеобразный «сплав» традиционных, давно известных методов (созданных и апробированных в скаутских объединениях, коммунарских клубах, пионерских организациях) и современных способов работы. Деление на отряды, придумывание девизов и речевок, специальная атрибутика и ритуалы. И наряду с этим – имитационные и деловые игры, развивающие упражнения, задания, позволяющие укрепить уверенность в себе.
Большое количество упражнений ориентировано на развитие коммуникативных способностей. Например, «Ликование» (в основе – славянский обычай выражать доверие с помощью особого ритуала объятий) или «Хорошо–плохо» (участники должны продолжить фразу ведущего двумя способами: сначала достраивая ее по модели «…и это хорошо, потому что…», а затем – по противоположному образцу «…и это плохо, потому что…»); игры «Паромщик» (каждый из участников пытается убедить паромщика, чтобы он взял именно его для переправы на другой берег) и «Звери в яме» (участники должны договориться о том, как выбраться из ямы; при этом каждый «зверь» обладает вполне определенным типом характера и соответственно этому типу манерой поведения: медведь – «соглашатель», поддерживает все высказывания, выделяя в них нечто рациональное, волк – «спорщик»…), обязательный этап этой игры – рефлексия.
А в игре «На плоту жизни» участники оказываются в ситуациях, когда им необходимо сделать сложный моральный выбор...
Надо сказать, что сюжетная канва большинства этих игр прописана в веселом, юмористическом ключе, что, безусловно, самым позитивным образом отражается на атмосфере «Хамдана».

Тепло светлых камушков

Одним из фундаментальных принципов воспитательной работы руководители ассоциации «Хамдан» считают опору на национальную культуру. «В каждом крае есть свои традиции, под влиянием которых сформировался менталитет местного населения, – говорит Джемма Стани­славовна. – И к этим «культурным кодам» люди особенно восприимчивы. Поэтому игнорировать их при выстраивании воспитательной работы нельзя. Иначе многие задачи очень сильно усложнятся. Как, например, говорить с детьми о духовной сфере жизни, о главных жизненных ценностях и смыслах? Нам в этом помогает метафорический язык буддизма. Скажем, в буддизме есть учение о «десяти черных грехах» и «десяти белых добродетелях». И у нас в конце одного из игровых занятий проводится особый ритуал. Я надеваю национальный калмыцкий костюм, беру в руки белую вазу и обращаюсь к ребятам: «Каждый человек, который пришел в мир, – это драгоценный сосуд, в который человек и окружающие люди вкладывают что-то. Этот сосуд может быть очень хрупким или, наоборот, твердым, как металл. И очень важно, чем мы наполним этот сосуд, что мы в него вложим. Мы можем наполнить его хорошими, добрыми чувствами и делами, а можем – темными, злыми». Различные человеческие качества у нас символизируют разноцветные морские камушки. Я беру в руки камушки посветлее и кладу их пригоршнями в детские ладошки, поясняя, что «красный камушек – это любовь, которую вы дарите и которую вам дарят, желтый камушек – это…»
По мнению хамдановских педагогов, обращение к культурным традициям – это не просто некое дополнение к развивающим играм и упражнениям. Это необходимая опора, без которой вся конструкция воспитания становится неустойчивой. Ведь в традициях народа заключено то, что было самым значимым для многих людей, которые жили в этом краю. Они пытались выразить это, сохранить для потомков, в том числе и в материальной форме. Соприкосновение с традицией вызывает совершенно особое переживание: встречу человека с самым важным для него, с тем, что держит его на этой земле. Так, на одной из встреч хамдановцы решили восстановить ступу, посвященную герою 1812 года князю Тундутову (ступа в буддийской архитектуре – монументальное, культовое сооружение для хранения реликвий. – А.В.). В 30-е годы ступа была разобрана, а на ее месте построено здание госучреждения, теперь строение снесли, и обнаружилось основание ступы. Представляете, какие чувства переживут дети, когда с их помощью эта реликвия будет восстановлена? Это же не условная игровая ситуация, а жизненная, настоящая!

Пример для младшего брата

Насколько результативны учебные сборы, которые проходят хамдановцы?
Приведем лишь один пример. В одном из районов в течение долгого времени не было человека, который смог бы координировать деятельность школьных лидеров. Так вот президент одной из школ, девочка-старшеклассница, три раза в неделю ездила за 15 километров в районный центр, чтобы выполнять функции отсутствующего координатора. И делала это, по словам Мучкиновой, вполне успешно. Более того, программа дня, которую подготовила команда под ее руководством, на летнем фестивале ассоциации «Хамдан» заняла первое место.
Джемма Станиславовна, говоря об этом случае, подчеркивает, что эффективная деятельность «Хамдана» была бы невозможна без понимания и поддержки родителей: «Ведь эту девочку отвозил в район отец. А сейчас он хочет, чтобы ее младший брат прошел через «Хамдан», поскольку “дочь благодаря этой организации стала совсем самостоятельной”».

Рейтинг@Mail.ru