Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Курбатов Рустам, Веселовская Мария

А вместо контрольной работы – образовательный десант!

Необычный и эффективный способ подведения итогов, который придумали в Красногорском лицее «Ковчег–XXI век»

Только что учителя во всех классах провели контрольные, тесты – проверили результаты, подвели итоги. Самое время подумать, а заодно и решить, как в будущем году организовать то же самое, но интереснее, содержательнее. Воспользовавшись при этом опытом коллег.

Что сделал, что узнал, что получилось

Итоговые уроки у нас – самые долгожданные. А все потому, что мы придумали особый способ подведения итогов: «десант» или «выступление в гостях» – перед учениками другого класса: старшие идут к маленьким и наоборот. Способ оказался удачным. Теперь у нас итоговые уроки – самые долгожданные.
«Десанты» лучше не только скучной контрольной, но и многих олимпиад, турниров и конференций. Там главная идея – выбрать отличника из отличников. Здесь – рассказать другим, что сделал, что узнал, что получилось. Это лучше и глубже всех конкурсов и «Гран-при». Научиться, чтобы научить других. Найти, чтобы рассказать другим. «Десанты» – очень настоящая вещь!

Как это происходит

В течение нескольких недель (если тема растягивается на полтора-два месяца, то к концу уже забываешь, с чего начал), по мере изучения того или иного материала, весь класс делится на группы, каждая из которых готовит «микротему», часть общего выступления. Каждый ребенок делает сообщение по своей проблеме. Это непросто. Ведь нужно выступить так, чтобы быть понятым, чтобы тебя было интересно слушать, а значит, нужно очень хорошо понимать материал, разобраться в теме.
Затем ребята идут в другой класс, чтобы рассказать о том, что они узнали. Если это естественно-научный предмет, то подбирают интересную информацию, если литература – показывают сценку по прочитанной книге или представляют свои сочинения, если математика – придумывают интересные задачи. В результате участвуют все: один класс готовится к выступлению, подробно изучает свою тему, другой класс внимательно слушает, отвечает на вопросы, сам спрашивает. Естественно, слушатели реагируют на выступления, бывает, даже хлопают, когда рассказ нравится. А юным докладчикам важно, чтобы их слушали, поэтому они очень стараются.
Вернувшись в класс, ребята обязательно с учителем обсуждают, что получилось, а что нет. Такие разговоры проходят всегда очень живо, высказаться хотят все, критикуют, хвалят и себя, и других. Кстати, именно поэтому можно быть уверенным, что ученик освоил не только «свою» тему, по которой выступал, но и остальные, над которыми работали его одноклассники. Такая рефлексия позволяет детям сделать выводы, учесть ошибки и не повторять их в дальнейшем.

Образовательные результаты

Подготовка выступления и непосредственное его представление формируют у детей очень важные умения: синтезировать, выделять главное, анализировать, занимать активную позицию, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Это учитывается и педагогом при выставлении оценок ученикам.
Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что подготовка выступления и его проведение являются достойной альтернативой контрольной работе: можно проверить качество усвоенной детьми информации, оценить их умение подать материал, ответить на вопросы. Подобная работа формирует у учеников все прописанные в стандартах компетенции, еще и поддерживает интерес к учебе. Только вот наша действительность требует от школьников умения сдавать тесты. Поэтому после защиты проекта все-таки приходится писать контрольную работу. Впрочем, она перестает казаться такой уж страшной. А скуку можно и потерпеть пару часов.

Технические подробности

Время «десанта» и класс, в который мы пойдем, – это должно быть известно на первом уроке по теме. И нужно подробно обсуждать всё с детьми: как лучше сделать, как подготовиться, кому это будет интересно. На стене висит большой лист ватмана – график «десантов». И учитель, обсудив с классом творческие планы, берет маркер и «бросает жребий»: когда и в какой класс.
Есть внутрипедагогическое «джентльменское соглашение»: учитель, чей класс пригласили в качестве слушателей, не очень громко сетует на «пропавший урок», а напротив, даже радуется.
Самое трудное в «десанте» – привлечь к обсуждению «принимающую сторону». Рассказы ребят не должны превращаться в отчеты. Скучные доклады, информация в которых непонятна самим рассказчикам, никто не станет слушать, и выступление не будет иметь успеха. И конечно, все данные должны быть проверены. Самые удачные «десанты» превращались в интеллектуальные игры для слушателей.
Младшие должны чаще ходить к старшим – это взбодрит среднюю школу.
Кстати, надежный способ добиться, чтобы ребята в классе говорили строго по очереди – право голоса должен давать кто-то из детей. Остается сидеть спокойно, тянуть руку и ждать, когда спросят. «Подождите, Рустам Иванович, сейчас Артур говорит», – обсуждение ведет Никита.

О форме и содержании

Если нет возможности пойти в гости, результатом изучения материала станут творческие работы учеников. Шедевры! – без иронии говорю это слово. Каждая тема заканчивается тем, что ученик выполняет свою «главную работу» – сhef-d’oeuvre. Известно нам несколько форм шедевра… С ними же, в случае удачи, можно и в «десант» пойти.
Газета. Душа начальной школы: «Мы сегодня делаем Газету!» В средней дети тоже рады бы, но времени не хватает. Не знаю, почему дети любят газеты, можно предполагать: возможность рисовать, разговаривая при этом с друзьями, возможность напечатать текст, а может, просто размер листа ватмана впечатляет.
Альманах. Сборник текстов, написанных учениками по теме. Честно говоря, разница небольшая: Газета – это рисунки с текстами. Альманах – тексты с рисунками. Важно, что работа завершается Текстом. В широком понимании придуманная задачка по математике – это тоже текст. Не стоит задавать объем и жанр, важно одно: ни строчки списанной!
Видеофильм. Как правило, на 5–10 минут. Как BBC или National Geografic... Каждый выступает перед камерой. Немножко страшно, но азартно! Девочки 6 класса: «Вы только заранее скажите, когда фильм будем снимать, чтоб мы приготовились, причесались…»
Радио. Самый быстрый и простой способ: на столе диктофон, 10 минут записи – вечером мы в прямом эфире…
Сценки. Например, по истории. Два рыцаря должны явиться на поединок в полдень, но никто точно не знает, когда полдень. В итоге эмоциональное судебное разбирательство. Рыцари, как положено, были на лошадях (стульях), играли с чувством: в линолеуме образовались дырки от лошадиных копыт. Завхоз этого не одобрил…
Турнир. Любимое воспоминание – «Плавание Колумба». Класс делился на 3 команды, за неделю каждой команде давалась стопка книг по теме. И вот Игра: на столе большая и красивая карта с маршрутом плавания Колумба, три команды – три каравеллы, правильный ответ – передвигаешь фишку на несколько морских миль вперед. Один из участников года через четыре после Плавания признался: готовясь к Игре, узнал столько, сколько, наверное, за четверть обычной учебы…
Путеводитель. После поездки во Францию надо было «подвести итог». Обсуждали как весь урок. Начали с того, что надо газету делать, фильм, фотографии. Никита: «Газета – это банально, надо сделать путеводитель». Распределили темы, но, признаться, не успели: две недели до конца года… Но интересен момент, когда в голове что-то щелкнуло и Андрей решил, что он хочет делать Путеводитель.

Авторское право

Результаты каждого ученика, будь то шедевр или выступление, публикуются: на сайте школы, в портфолио… И ребенку, и его родителям это важно!
Мы работаем с разными детьми. Именно родители «несильных учеников» порой с особым трепетом относятся к результатам своих отпрысков. Если кто-то написал откровенно слабый текст, опубликуем несколько строк. Если кто-то болел и ничего не сделал, педагог отметит: «Болел и поэтому ничего не представил…» Самая печальная запись: «Работу обнаружить не удалось…»

Рейтинг@Mail.ru