Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Посещение музеев обязательно?

Похоже, учреждениям культуры понадобились потребители платных услуг

Среди откликов на рубрику «Новости в оценке учителей» пришел такой:

«Министр культуры Александр Авдеев предлагает сделать посещение музеев обязательной частью школьной программы. Хорошо: нужно плотно увязать школьную программу с деятельностью музеев, включить посещение музеев в обязательную программу. Но странно: посещение музеев, считает министр, зависит от директора школы и классного руководителя, это «они не водят детей в музеи, потому что с них никто не спрашивает».

Сдается мне, что министерство культуры попросту хочет, чтобы музеи зара­батывали на школе. Потому что возникает вопрос: кто будет оплачивать посещение музеев детьми? У нас пока обязательная программа обучения бесплатная. Но даже в бесплатном для школьников Эрмитаже экскурсии платные, вход учителя и сопровождающих взрослых – платный. И сегодня это не символические цены, как было в советское время. Думаю, никакие начинания не сработают, если они не обеспечены механизмами исполнения, не подкреплены реальностью.

И это только один из множества примеров бездумности образовательной политики: никто не задается вопросом, как это возможно. И возможно ли?»

Спасибо за письмо, ведь тема приобретает дополнительную остроту и в связи с введением ФГОС в начальной школе: так называемые уроки не за партами?– большая проблема. И что такое урок в музее, в театре, в настоящей библиотеке, да хоть где, кроме школы, учителя на себе уже ощутили. Большая роскошь.
Нигде школьников особо не ждут. Музей, к примеру. У музея нет лицензии на ведение образовательной деятельности, там просвещают. Никто не разрешит учителю проводить там урок. Образовательные программы у музея, конечно, свои и платные. Ничего общего со школьной программой не имеют и акции в дни школьных каникул, когда некоторые музеи пускают школьников бесплатно.
Елена Медведева, редактор журнала «Музей», считает:

– Взаимоотношения музейного и школьного педагогов чрезвычайно далеки от партнерских. Многое зависит не только от усилий музеев и отдельных учителей, но и от государственной политики. А последние поправки к закону о бюджетных организациях ставят многие музеи перед сложным выбором: согласиться на мизерное государственное финансирование либо стать автономными учреждениями и начать конкурировать с досуговыми центрами, дискотеками и развлекательными клубами. Едва ли последнее является их задачей. Переводя музеи в статус автономных, учредители ориентируются не на их общественную востребованность, а главным образом на умение зарабатывать. Платные услуги в музеях появляются разные. Все ли они соответствуют музейному предназначению?

…Кто же теперь про это думает! Была в первой редакции законопроекта «Об образовании» фраза о бесплатном посещении школьниками музеев (ст. 35), но ее быстро убрали…

Рейтинг@Mail.ru