Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Чаплыгина Нина

«Мы можем себе позволить воспитывать духовность за деньги налогоплательщиков»

Похоже, у РПЦ свои виды на курс «Основы религиозных культур и светской этики»

В марте–апреле в институтах развития образования (повышения квалификации) ведутся курсы для учителей, которым предстоит вести ОРКиСЭ в 2012/13 учебном году. Учить приезжают в том числе педагоги из регионов, получивших статус федеральной стартовой площадки по вопросу духовно-нравственного воспитания школьников. Между тем пока никто не может точно сказать, что в итоге даст подрастающему поколению изучение в светских школах основ религий, тема все еще не закрыта, и в РИА «Новости» по ней высказались представители разных конфессий.

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган как ни поражен малым процентом семей, избравших для своих детей изучение иудаизма (в Москве 0%), не видит в этом противоречия с традицией «Не высовывайся!» – этому и учит Тора. И он даже рад, что еврейские дети будут осведомлены о разных взглядах на устройство мира. По его мнению, религия – дело семейное, и Минобрнауки могло бы создать воскресную телепередачу по ОРКиСЭ, такую, от которой ни взрослые, ни дети не могли бы оторваться, и чтобы папа с сыном смотрели вместе про праздники, обычаи и правила жизни разных народов. Само собой – сайт, снабженный достаточным количеством ЭОРов по каждой конфессии, причем не только традиционные важны, но и нетрадиционные: в нашей стране 180 разных народов и народностей.
Кроме того: если священнослужители все же отправятся в школу, они обязаны пройти педагогическую подготовку.
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин рассказал о своих опасениях по поводу введения курса. Директора школ слишком просто подходят к вопросу: раз большинство детей мусульмане, никаких других модулей не предлагают. Урок невежества – раз. Два – учебники не выдерживают никакой критики, и как бы по таким книгам результат не вышел со знаком минус. Да, учителя не готовы – а кто проэкспертирует готовность? Пока все решения очень неаккуратные. Так или иначе, но 47% родителей выбрали светскую этику, у нас половина атеистов, тогда на чем будет держаться в школе зыбкий пазл религиозных модулей? Загадка… Возможности воскресных конфессиональных школ намного богаче и надежнее. Не будем также забывать главную заповедь мусульман: «сабр», терпение. Спешка в этом деле недопустима.
Заведующий сектором Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Герман Демидов, напротив, уверен, что «все только начинается» и со временем «всем очень понравится», стоит только проработать концепцию для основной и старшей школы. По его мнению, угроза курсу – неучастие конфессий в разработке материала. Вызывает сомнения Германа Демидова и статистика выбора: не может быть, чтобы в Санкт-Петербурге православие выбрали 9% семей, а в Ленобласти – половина. С городом надо разбираться. Что касается православных воскресных школ, то «православию нереально научить без общеобразовательной школы: нас очень много, и мы можем себе позволить воспитывать духовность на деньги налогоплательщиков».
Тут уместно напомнить слова директора Департамента общего образования Министерства образования и науки России Елены Низиенко: учебники по Основам религиозной культуры и сам образовательный курс носят светский характер. «Мы еще на начальном этапе договорились, что это светский культурологический курс» – это ее слова. Но, как видно, у сектора Основ православной культуры РПЦ другие виды на этот курс. Готовы разбираться даже с выбором.
Учитель школы № 1311 г. Москвы, доцент кафедры ЮНЕСКО МИОО Артур Клемперт выступил как эксперт с двух позиций: учитель детей и учитель учителей. Счастье детей и учителей, которые в последний год обучения в начальной школе получают новый предмет, сомнительное. Сомнительно и благо выбора: реализовать его в действительности невозможно. Хотя бы представьте, как посмотрят на ребенка, который один из класса что-то там выбрал. Про учителей, которые приходят учиться: у них огромный интерес и страшная боязнь. Никто еще не видел учебника. А кто видел – ошеломлен: в одной фразе говорится, что православные верят так, иудеи так, мусульмане так… Упростить хотели? А смыслы от упрощения линяют. Непонятно главное: это волна, или это всерьез и надолго? Пока видим одно: еще добавить, еще что-то вбить в детские головы. Попытки выстроить серьезный курс не просматривается. Серьезный курс – это проблема языка предмета, а не проблема учебников и учителей. Серьезно – это когда все осмысленно и готово, а не как сейчас, когда ключевое слово «должны».
…Так что же это будет? Религия? Культура? Основы вероучений? Беседы на морально-этическую тему? А кто его знает! Поживем–увидим. Это детей учат проектному мышлению и перспективному планированию, у специалистов системы образования, видимо, есть дела поважнее.

Рейтинг@Mail.ru