ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
«Мы можем себе позволить воспитывать духовность за деньги налогоплательщиков»
Похоже, у РПЦ свои виды на курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В марте–апреле в институтах развития образования (повышения
квалификации) ведутся курсы для учителей, которым предстоит вести
ОРКиСЭ в 2012/13 учебном году. Учить приезжают в том числе педагоги из
регионов, получивших статус федеральной стартовой площадки по вопросу
духовно-нравственного воспитания школьников. Между тем пока никто не
может точно сказать, что в итоге даст подрастающему поколению изучение
в светских школах основ религий, тема все еще не закрыта, и в РИА
«Новости» по ней высказались представители разных конфессий.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и
организаций России Зиновий Коган как ни поражен малым процентом семей,
избравших для своих детей изучение иудаизма (в Москве 0%), не видит в
этом противоречия с традицией «Не высовывайся!» – этому и учит Тора. И
он даже рад, что еврейские дети будут осведомлены о разных взглядах на
устройство мира. По его мнению, религия – дело семейное, и Минобрнауки
могло бы создать воскресную телепередачу по ОРКиСЭ, такую, от которой
ни взрослые, ни дети не могли бы оторваться, и чтобы папа с сыном
смотрели вместе про праздники, обычаи и правила жизни разных народов.
Само собой – сайт, снабженный достаточным количеством ЭОРов по каждой
конфессии, причем не только традиционные важны, но и нетрадиционные: в
нашей стране 180 разных народов и народностей.
Кроме того: если священнослужители все же отправятся в школу, они
обязаны пройти педагогическую подготовку.
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской
части России Фарид Асадуллин рассказал о своих опасениях по поводу
введения курса. Директора школ слишком просто подходят к вопросу: раз
большинство детей мусульмане, никаких других модулей не предлагают.
Урок невежества – раз. Два – учебники не выдерживают никакой критики, и
как бы по таким книгам результат не вышел со знаком минус. Да, учителя
не готовы – а кто проэкспертирует готовность? Пока все решения очень
неаккуратные. Так или иначе, но 47% родителей выбрали светскую этику, у
нас половина атеистов, тогда на чем будет держаться в школе зыбкий пазл
религиозных модулей? Загадка… Возможности воскресных конфессиональных
школ намного богаче и надежнее. Не будем также забывать главную
заповедь мусульман: «сабр», терпение. Спешка в этом деле недопустима.
Заведующий сектором Основ православной культуры Отдела религиозного
образования и катехизации РПЦ Герман Демидов, напротив, уверен, что
«все только начинается» и со временем «всем очень понравится», стоит
только проработать концепцию для основной и старшей школы. По его
мнению, угроза курсу – неучастие конфессий в разработке материала.
Вызывает сомнения Германа Демидова и статистика выбора: не может быть,
чтобы в Санкт-Петербурге православие выбрали 9% семей, а в Ленобласти –
половина. С городом надо разбираться. Что касается православных
воскресных школ, то «православию нереально научить без
общеобразовательной школы: нас очень много, и мы можем себе позволить
воспитывать духовность на деньги налогоплательщиков».
Тут уместно напомнить слова директора Департамента общего образования
Министерства образования и науки России Елены Низиенко: учебники по
Основам религиозной культуры и сам образовательный курс носят светский
характер. «Мы еще на начальном этапе договорились, что это светский
культурологический курс» – это ее слова. Но, как видно, у сектора Основ
православной культуры РПЦ другие виды на этот курс. Готовы разбираться
даже с выбором.
Учитель школы № 1311 г. Москвы, доцент кафедры ЮНЕСКО МИОО Артур
Клемперт выступил как эксперт с двух позиций: учитель детей и учитель
учителей. Счастье детей и учителей, которые в последний год обучения в
начальной школе получают новый предмет, сомнительное. Сомнительно и
благо выбора: реализовать его в действительности невозможно. Хотя бы
представьте, как посмотрят на ребенка, который один из класса что-то
там выбрал. Про учителей, которые приходят учиться: у них огромный
интерес и страшная боязнь. Никто еще не видел учебника. А кто видел –
ошеломлен: в одной фразе говорится, что православные верят так, иудеи
так, мусульмане так… Упростить хотели? А смыслы от упрощения линяют.
Непонятно главное: это волна, или это всерьез и надолго? Пока видим
одно: еще добавить, еще что-то вбить в детские головы. Попытки
выстроить серьезный курс не просматривается. Серьезный курс – это
проблема языка предмета, а не проблема учебников и учителей. Серьезно –
это когда все осмысленно и готово, а не как сейчас, когда ключевое
слово «должны».
…Так что же это будет? Религия? Культура? Основы вероучений? Беседы на
морально-этическую тему? А кто его знает! Поживем–увидим. Это детей
учат проектному мышлению и перспективному планированию, у специалистов
системы образования, видимо, есть дела поважнее.