Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Витковский Анатолий, Зельцерман Бронислав

Когда сложность задачи превышает возможности ученика…

Оказывается, с создания подобной ситуации начинается грамотная организация групповой работы на уроке

Осваивать новые знания, находить общие способы решения учебных задач – этими умениями, как показывает практика, ученики начальной и основной школы лучше всего овладевают в процессе совместной деятельности. То есть рост учебной самостоятельности находится в прямой зависимости от того, насколько грамотно учитель организует групповую работу.
Что же важно понимать и учитывать педагогу при организации такой работы? С этим вопросом мы обратились к Брониславу Зельцерману, научному руководителю педагогического центра «Эксперимент» (г. Рига), где уже давно исследуются возможности групповых форм организации обучения.

Надо сказать, что многие педагоги не очень хотят браться за организацию групповой работы, поскольку это сложное дело. Приходится одновременно удерживать несколько планов: и технологический, и содержательный, и межличностный, и личностный. Как только педагог решает организовать групповую работу, перед ним сразу встает целый ряд непростых вопросов: как сформировать группы? Каким образом «запустить» групповую работу, чтобы она была продуктивной? Какую помощь оказывать ученикам в процессе выполнения ими группового задания?..

По собственному выбору…

Формирование групп может происходить по-разному. Рассмотрим наиболее распространенные способы.
Группа по желанию. Казалось бы, это очень простой способ, но только на первый взгляд. Ведь основания для выбора у всех детей разные: одни выбирают тех, с кем дружат; другие – тех, с кем можно получить лучший результат; третьи – тех, с кем можно почувствовать себя лидером; четвертые – тех, кто готов взять на себя руководство… В результате работа часто идет по непредвиденному педагогом «сценарию с непредсказуемым результатом» (имеется в виду не формальный результат, а более важный для нас – развитие каждого участника и формирование необходимых отношений в группе).
Но это не значит, что такой способ неэффективен. Его можно применять, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за подобным делением.

По праву лидера

Второй способ – предоставить право формирования групп лидерам класса. Различия групп в этом случае зависят от того, каков лидер (сами же лидеры могут либо назначаться, либо выбираться детьми). По нашим наблюдениям, в первую очередь лидеры выбирают тех, кто действительно способен работать и достичь определенного результата.

«Случайная» группа

Еще один вариант: создание группы по принципу случайности. Особенность группы в том, что здесь иногда объединяются ребята, которые в других условиях вместе не работают (не дружат, не выбирают друг друга…). Отметим, что работа в такой группе развивает у ребят способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и людям. Иногда участнику приходится выполнять даже не свойственные ему функции: руководить, организовывать, выдвигать гипотезы (заниматься тем, что в группе «по желанию» за него сделали бы другие).

Под конкретную задачу…

Группа, формируемая педагогом, комплектуется в соответствии с определенными задачами. Этот способ открывает широкое поле возможностей: можно создать равные по силе команды или команды, куда войдут ребята с близкими интеллектуальными возможностями. Можно собрать вместе лидеров, а можно объединить в одну группу тех, кто работает медленно.

В ситуации разрыва

Второй этап – непосредственная организация работы. Что необходимо для того, чтобы в группе начался рабочий процесс? Прежде всего, конечно, надо поставить определенную задачу (задание). И здесь важно понимать, что не всякая задача годится для групповой работы. Так, нет смысла предлагать группе задание, с которым ученик может без особых проблем справиться в одиночку. Резон появляется в том случае, если мыслительная задача (о творческих задачах разговор особый) превышает возможности отдельного ребенка. Типичный способ постановки подобной задачи – создание ситуации разрыва. Имеется в виду разрыв в понимании. Например, на предыдущем уроке ребята понимали, как выполняются задания определенного типа, а сейчас столкнулись вроде бы с похожей задачей, но известными способами она почему-то не решается.  

Правила для совместных решений

Чтобы работа групп шла продуктивно, следует придерживаться определенных правил. Вот некоторые из них.
При выдвижении и обсуждении гипотез необходимо соблюдать установленную очередность, не высказываться одновременно, не перебивать друг друга. Варианты могут обсуждаться по мере выдвижения, а могут «набрасываться» и обсуждаться после того, как основные из них сформулированы. Во втором случае необходима фиксация идей, чтобы ни одна из них не была оставлена без внимания. Для этого кому-то из членов группы придется занять особую позицию фиксатора, который записывает все основные идеи.
Обсудив идеи, группа вырабатывает единое решение, которое и будет групповым решением. Излагая решение, группа должна объяснить основания своего выбора.
В конце работы групповые решения выносятся на доску и затем обсуждаются. Вообще, зная о неустойчивости внимания детей, мы предложили бы все, что вы говорите детям, фиксировать на доске: рисунками – для малышей, схемами – для детей постарше. Можно предложить детям самим моделировать свою работу, чтобы в нужный момент они могли обратиться к тому, что делали, проверить правильность своих действий, обобщить.
Иногда в процессе работы в группе возникают разные варианты ответов. Как поступить в этой ситуации? Это целиком зависит от той задачи, которую вы ставите перед собой и перед группой. Если, например, стоит задача выйти на общий способ решения определенного типа задач, то важно рассмотреть все аргументированные варианты решения. Но в любом случае, если в группе есть человек, который не согласен с ее решением, группа должна заявить об этом.

Работа для организатора группы

Часто в группе выбирают организатора, который следит за соблюдением правил работы: определяет ее порядок (в том числе последовательность высказываний), контролирует соблюдение этого порядка, назначает докладчика от группы.
На эту роль можно назначить лидера либо другого члена группы. Но надо отметить, что в процессе работы ребятам полезно осваивать различные роли и функции: организатора, фиксатора, генератора идей, спикера, критика…
Конечно, организаторы групп не всегда лучшим образом справляются со своими задачами. Что-то может пойти не так. В этом случае на помощь организатору должен прийти педагог и внести необходимые коррективы в работу.
Каковы типичные ошибки организаторов групп? Одна из них – несоблюдение последовательности этапов групповой работы. Например, ребята очень быстро «проскакивают» этап осмысления условия задачи и «с ходу» начинают выдвигать версии решения. Другая типичная ошибка: не выслушав всех членов группы, организатор спешит перейти к развитию идеи, которая показалась ему интересной. Еще один распространенный просчет: при переходе к новому этапу групповой деятельности ребята забывают обсудить, какой способ работы предпочтителен на этой стадии.

Чтобы результат всегда был хорошим…

Но вот результат получен! Группы нашли решение мыслительной задачи, создали художественные либо научные тексты. Кажется, на этом этапе групповая работа подходит к концу. Отнюдь! С нашей точки зрения, в этот момент самое главное только начинается. Ведь важно не просто решить задачу, а научить ребят организовывать свою учебную работу так, чтобы результат их действий был всегда достаточно качественным, то есть отвечал определенным критериям. А для этого ученикам необходимо провести особую работу: проанализировать пути, проделанные разными группами в ходе выполнения задания. Этот анализ можно «запустить» с помощью простого вопроса: «Какой результат (решение, текст) особенно понравился и почему?»
Пытаясь аргументировать свой выбор, ребята придут к нахождению критериев оценки результата (решения, текста). А после этого уже смогут сказать, каковы требования к правильному решению или хорошо построенному тексту.
От анализа результата мы рекомендовали бы перейти к анализу способов работы, посредством которых тот или иной результат был получен. И этот этап, пожалуй, самый сложный. Самостоятельно найти общий способ могут только люди с теоретическим мышлением, а таких в группах очень мало. Значит, педагогу придется оказывать ребятам помощь, направлять их. Но направлять, не навязывая…
На этой стадии можно действовать различными способами. Один из них состоит в следующем. Педагог обращает внимание детей на наиболее удачный результат и интересуется, как он был получен. Ученик (или группа), который получил этот результат, рассказывает, как он работал: что делал, на что обращал внимание.
Затем в ходе совместного обсуждения школьники выясняют, какие именно действия привели к данному результату, какова была их последовательность, чем они отличаются от действий других участников работы.
На доске при этом может появиться способ решения задачи или создания текста, представленный, скажем, в виде схемы. После чего педагог может поставить новые вопросы, чтобы в совместном обсуждении выяснить, не пропущено ли какое-нибудь звено. Если в представлении способа обнаруживаются какие-то недостатки, надо внести необходимые уточнения. Когда же ребята придут к выводу, что общий способ описан точно и полно, желательно предложить проверить: можно ли пользоваться им при решении задач (составлении текста или организации работы, если способ связан с общением). После окончания проверки следует снова проанализировать результат и сравнить его с результатом, полученным в первый раз.
В завершение групповой работы детям желательно задать следующие вопросы: что понравилось? что не понравилось? почему? что легко удавалось? что показалось особенно сложным? что нового для себя узнал? что хотел бы узнать на следующем занятии?
Эти вопросы очень важны для развития учебной самостоятельности ребенка. Дело в том, что для самостоятельного обучения нужно обладать хорошей способностью к рефлексии, а рефлексия развивается только в том случае, если ученик задает себе вопросы: что я делаю, зачем, как данное действие повлияет на решение задачи, как это сделать правильно?
Кроме того, анализируя ответы на эти вопросы, педагог может составить представление о том, как воспринято занятие конкретным учеником, что он понял, что не понял, какую в действительности преследовал цель, какую задачу решал.
А в заключение дадим еще одну рекомендацию для учителя. Мы советуем придерживаться принципа: организовывать работу так, чтобы ребята не чувствовали, что их куда-то ведут. Вести должна сама разворачивающаяся событийность процесса решения задачи.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ

P.S. Учителям, которые хотели бы больше узнать о способах организации групповой работы, мы рекомендуем книгу Б.Зельцерман и Н.Рогалевой «Учись! Твори! Развивайся!».

Рейтинг@Mail.ru