Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Удаленный доступ к образованию открыт

Дистанционное обучение узаконили. Что дальше?

В Закон «Об образовании» внесены изменения, по которым дистанционное обучение становится одним из вариантов получения образования. То есть в информационной среде можно не просто учиться, но и по факту обучения получать документ государственного образца. Однако сразу же возникает множество вопросов: когда начнется e-learning, на каких основаниях учитель сможет участвовать, есть ли программы и регламентирующие документы, будет ли обеспечена защита от мошенников, брались ли в расчет риски e-learning-педагогики?  И еще: а за чей (опять) счет?

А теперь займемся дистанционным образованием…

Мы знаем, как много средств вкладывает государство в развитие инфор­мационно-коммуникационных технологий. Знаем и другое: компьютеризация и информатизация начинались с того, что в школы привозили неработающие компьютеры и ставили непринимающие «тарелки». Пригодное IT-образование учителя получали сначала в «ФИО», созданной Ходорковским, а потом стали учиться на проектах американских корпораций, и до сих пор это так. Недавно выясняли, какими ресурсами пользуются учителя в интернете – все основные ресурсы частные.
Государство может не волноваться. И по поводу дистанционного тоже: председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев, выступая перед журналистами, призвал не беспокоиться: да, пока ничего не проработано, но министерство все придумает, а Рособрнадзор от всего защитит. А закон – он просто создает институциональное поле для процессов, которые идут в реальности.

Интернет-перепись учителей

Одну сторону этой реальности – готовы ли учителя страны учить и учиться в интернете – исследовал «Социальный навигатор», проект РИА «Новости»: 82 тысячи учителей страны добровольно и независимо отвечали на вопросы электронный анкеты.
Что есть? Используют преимущественно Word, Excel, PowerPoint, E-mail, Skype. Не работают с графическими программами, технологиями дистанционного обучения, автоматизированным управлением учебным процессом. Как выяснилось, в большинстве учителя рассматривают интернет как инструмент саморазвития, а не как средство совершенствования учебного процесса (82%). Более того: применение IT, по их мнению, не упрощает, а усложняет проведение урока. Специалисты предположили было, что, может быть, не надо самим разрабатывать ЭОРы, а брать из коллекции готовые, но получили экспертное мнение: в коллекции на самом деле качественных материалов мало. Короче говоря, только 13% учителей согласны, что с IT качество преподавания растет. Ну и «семечки»: у педагогов «нет времени на интернет» (50%); во многих регионах «плохой интернет», спасибо многоуровневой фильтрации контента за это.
Арифметика такая: 82 тыс. опрошенных – 8% всех учителей страны; из них 10% – группа сильных, мотивированных, активно использующих интернет в обучении. Путем переноса специалисты высчитали: в целом по стране онлайн-обучение коснется примерно 35 000 человек. Много это или мало? Для представления: 32 000 – столько всего учителей в Республике Татарстан. Вот такие у нас шансы в онлайн-образовании.

На платформе Амвонет

Но каждый знает хоть одного учителя, который использует интернет для общения с детьми и родителями, для организации образовательной и внеучебной деятельности своих учеников. Может, расскажете. Я как раз в марте случайным образом пересеклась в интернете с учительницей из Ростова-на Дону (гимназия № 5) Татьяной Дедюлькиной, и она пригласила меня на занятие в интернете, что ж – http://ives.amvonet.com/amvonet-moodle/mod...3a-e35f60a1edcb, – было интересно. Разновозрастная группа, 7–11 классы. Вопросы от виртуальных участников из других мест. Остальное мы договорили:

– Вы проводите занятия не только для учеников своей школы?

– Да, некоторые наши проекты вызывают большой интерес, и к нам присоединяются ребята с Чукотки, Камчатки, Калининграда, из Московской области. На проект «Как считали в древности» пришли ребята из Ростовской области. Платформа Амвонет очень удобна для встреч. Тут меня нашел мальчик из Тюменской области, он инвалид, учится дома, и предложил мне стать его учителем информатики. Мы с августа занимаемся, он очень способный. Но главный плюс занятий в Амвонете – мы можем пригласить на урок специалиста откуда угодно. Урок как-то вел Василий Трояновский из Вычислительного центра РАО, Потапахин из Хабаровска, он автор учебника. Очень интересно вести уроки вдвоем, когда я сама могу спросить о том, чего не знаю, и мне обстоятельно ответят прямо при детях, и они тоже начинают спрашивать, а то сначала на рефлексии было так: трудно, некомфортно, не знаю, как правильно говорить. Мы можем собраться с родителями, глаза в глаза, набросать какой-то документ – и все это остается. Дети учат друг друга онлайн…

– Это все на вашем энтузиазме?

– Мне нравится так работать, сколько бы времени я ни уделяла. Но дистанционное все-таки вырастает из реального. Дефицит живого сказывается мгновенно. Тот мальчик из Тюменской области, например, никогда не был в коллективе, и это не передать, насколько сильно он расстраивается из-за ошибки. Он не видел ошибок других, он не представляет, как легко обыгрываются ошибки, и вообще человеку свойственно ошибаться. Все-таки в отсутствие естественного общения дистанционное обучение полноценным образованием не станет. Но куда мы денемся без дистанционного? Никто ведь не может сказать о блестящем знании своей дисциплины…

– Татьяна Васильевна, и давно вы так?

– Онлайн-уроки? Лет пять, сначала они шли в скайпе, это было не ах, но все же. А теперь уже года три онлайн-уроки у нас в программе.

Рейтинг@Mail.ru