Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Проекты типа НСОТ...

...они вызревают в одних головах, а падают на другие

Неожиданным образом федеральный центр тщательно вник в бухотчетность по ФОТ на местах, и чиновники вздрогнули: кому предписания, а кому и повестки. Сердито. А говорили – «сами решайте».

И решают же. Нам пришло письмо:

«Тот факт, что у нас в области осудили работников образования за превышение должностных полномочий и в тюрьмы за воровство государственных денег пошли директора школ, окончательно доказывает: новая система оплаты труда для нас неправильная.
Ведь что произошло. Администрация школы идет на хитрости, чтобы получить как можно больше денег любым способом, и только пикни, завуч становится агрессивным. Педагог, даже самый золотой, оказывается на улице и без средств существования: по усмотрению администрации договор заключается на срок от трех месяцев до года.
Как вы думаете, будут ли учителя свободно говорить о проблемах школы, в частности стимулирующего фонда, требовать отчета от администрации и предлагать менять критерии? Наша школа находится в зоне безработицы, и люди терпят все.
Я завидую тем, кто может говорить прямо, вести себя независимо, но хочу одного: спокойно работать и быть уверенной, что мою небольшую зарплату у меня никто не отнимет и под горячую руку меня не уволят».

…О том, какие страсти бушуют в школах по поводу «самостоятельных» решений руководителей о начислении стимулирующей, наш читатель знает не понаслышке. «За что? Почему?» – этот стон никто не предвидел, поскольку проекты вроде НСОТ вызревают в одних головах, а падают на другие. Примечательно: не просчитывались не только социальные риски, не брались в расчет и политические, экономические особенности разных территорий. Особая статья – бессилие наших региональных чиновников.

Алексей МАЙОРОВ, заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Госдумы, поделился своим видением проблемы:

– По Конституции есть компетенция федеральная, есть совместная, а есть местная. Образование – компетенция совместного ведения. Но по факту за последние 7 лет все полномочия перешли в исполнительный орган федеральной власти, а полномочия региона – транслировать и соблюдать федеральный порядок.
Между тем зарплаты выплачиваются учителям из региональных бюджетов, и регионы зачастую не могут законными способами реализовать полномочия по финансированию. Так – в логике укрепления вертикали. В результате колоссальное недоверие между уровнями власти: эти, мол, все разворуют, а те ничего не понимают. Хотя доказано: доверие снижает управленческие издержки. Сегодня мы дошли до критической точки: все прекрасно из единого центра, но условия региона учитывать некому, да и невозможно – то, что кому-то хорошо, другим – смерть. Не вижу иного выхода для нормализации, кроме возвращения всех положенных полномочий власти на местах.

Рейтинг@Mail.ru