Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Кожурина Людмила

А для школьных хулиганов – полицейские?

Иногда возникает соблазн решить дисциплинарные проблемы силовым способом. Но выход ли это?

Каждый, кто имеет отношение к воспитанию детей, сталкивается с сопротивлением ребенка по части выполнения требований, даже самых обоснованных. Чадо «не хочет», «не может», «не будет», а то и просто впадает в истерику. И каждый испытал это острое противоречие: хочется пресечь, заткнуть, взять за шкирку и т.д., тогда как для привития нормы требуется другое: спокойствие, усилия, личный пример, кропотливое участие. Знаем, и хотя у нас то получается, то не получается, стараемся общечеловеческие ценности превратить в привычки.
В школе прививается ценность знания. Все то же самое. Только сопротивление учеников преодолеть все труднее, потому что, во-первых, в обществе ценности культуры и образования принижены, а утилитарные возвеличены, во-вторых, плохо с личными примерами, кропотливым участием и спокойной заинтересованностью. Объективно плохо. Что дальше?

А хорошо бы…

Показательно, что при обсуждении проекта Закона «Об образовании» многие учителя предлагали введение репрессивных мер по отношению к ученикам и их родителям, ужесточение ответственности, штрафы, даже аресты, потому что «слов некоторые не понимают». В пределе – полицию в школу.
Непонимание слов подростками – глухота к социальному договору, полный отказ от внутренней работы по своему вочеловечиванию. Если в классе таких много, поддерживать учебно-воспитательный процесс в сколько-нибудь пристойном виде невозможно. Учитель и хочет, но не может, чувствуя, что уровень хамства, жестокости и цинизма превышает полномочия его компетенции. Выхода, кроме как уйти, у него нет. И тогда в школу приходят те, кто и не может, и не хочет, но рад бонусам этой профессии.
Если в школе таких учителей много, родителям страшно отдавать туда детей. Не страшно – определенному контингенту. И кажется, должность школьного полицейского – хороший выход.

…как в Америке

Увы, «как в Америке», у нас все равно не получится: другая страна, другая культура. Тот факт, что шестилетний ребенок уже общается с представителем закона как ответственный член общества, говорит о том, что общество, в котором он живет, уважает и знает закон. Более того, американское общество юридизировано настолько, что иски граждан в суд – их повседневная практика, и это в порядке вещей: заметив малейшее нарушение или ущемление прав, заявить в суд на кого угодно, даже не попытавшись объясниться. Фигура полицейского в школе – нечто само собой разумеющееся, что-то наподобие технички тети Маши в советской школе, которая гоняла хулиганов будь здоров и которую боялись пуще директора. Кстати, в американских фильмах про школу «забавы» с полицейским составляют часть сюжета – тот же «Детройт – город рока». Но и у американского ребенка домашний адвокат в телефоне. Так устроена система: нормам права доверяют больше, чем какому-то там «нравственному закону во мне».
Отсюда хочется послать большой привет нашим судам, которые как дышло, законам, которые не работают, адвокатам, которым нельзя доверять, а также господам полицейским, которых лучше обходить за версту.

…и как в нашем МОУ СОШ

Однако в связи с тем, что сегодня экономисты упорно навязывают нашей школе утилитарные цели образования, автоматически принижая идеалы, на которых школа до сих пор стояла, в том числе уважение к учителю и авторитет знания, в школе стало трудно. ГИА, ЕГЭ, оценка по результату – как следствие отбор, селекция, конкуренция, жесткость в отношениях – «ставка больше, чем жизнь».
Из-за этой зацикленности на результатах школа перестала сулить находящимся в ней людям радость – только тревожность, безысходность, внутреннее раздражение, всплески агрессии. Известное дело, завели психологов. Не сработало. Восемь завучей не могут справиться с дисциплиной. И как не помечтать о школьном полицейском!
Не поможет. Даже американцам не помогает, потому что путают следствие с причиной. Если причину плохой дисциплины видеть в отсутствии полицейского в школе, то будет логично поставить его за всяким человеком, которому лень или он не выработал привычки к духовному усилию по поддержанию человеческого образа в себе. И это как снежный ком: чем больше внешнего контроля, тем меньше внутренней ответственности, тем сильнее потребность во внешнем контроле, который, усиливаясь, снимает с человека всякую ответственность и – здравствуй, зона.
Однако есть уверенность, что наши традиции неравнодушного воспитания, а главным образом наши учителя сохраняют человеческий взгляд на ребенка и апеллируют к лучшему в детях. Есть надежда, что мы переболеем, что эта болезнь – ветрянка, а не перелом позвоночника.

Рейтинг@Mail.ru