Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Мерзлякова Елена

Если волевым «надо» ситуация не решается...

Может быть, стоит попробовать изменить привычный способ реагировать на нее

Каждый учитель знает, какой дискомфорт создают мелкие ежедневные проблемы. Если постоянно отодвигать их решение, вытеснять на край сознания, к концу зимы может показаться, что силы уже на исходе.  
О том, как уменьшить давление трудностей, используя умелое мышление, мы уже говорили в «ПС» № 21, 2011 г., и № 1, 2012 г. И сегодня завершаем цикл рекомендаций психолога на эту тему. Поговорим о том, что иногда проблема на поддается внешнему воздействию и тогда следует более внимательно проанализировать не только сами события, но и собственный привычный способ реагировать на них. 

Когда мысли, чувства и желания разбредаются в стороны

Стратегия умелого мышления поможет найти правильную последовательность действий в тех случаях, когда нас будто разрывает на части: решили делать одно, хочется другое, а в итоге получается что-то третье. Обычно подобные ситуации большинство решает волевым образом: есть слово «надо», а все остальное – подождет. В итоге на решение вопроса уходит непомерное количество энергии, а удовольствия мы не получаем, и самое печальное – что-то действительно важное остается нереализованным.
А если не гасить наши противоречивые импульсы, желания и дать им шанс? Вспомните любую актуальную ситуацию, в которой ваши мысли, чувства и желания вели себя как Лебедь, Рак и Щука. Попробуйте ответить на такие вопросы: какой основной цели я хочу достигнуть в этой ситуации? Действительно ли она важна для меня? Хочется ли мне заниматься этим сейчас? Чем мне реально хочется заниматься? Как это можно совместить?
Для лучшего понимания давайте обратимся к реальной ситуации. Учительница решила сформулировать и предложить детям новые правила выполнения творческих заданий (лабораторных занятий, групповой работы). Но она чувствует себя настолько уставшей, что хочет одного – выспаться. В результате она не может ни работать над инструкциями, ни полноценно отдохнуть – мучает чувство долга.
Пройдясь по вопросам, она может получить примерно такую картину.
Цель – оптимизировать взаимодействия с ребятами. Ведь новые правила важны не сами по себе, а нужны именно для этого класса: действовавшие до сих пор не дают желаемого эффекта.
Действительно ли это важно для меня? Если ответ «да», можно перечислить причины: это позволит выправить эмоциональный настрой класса, раскрыть его интеллектуальные возможности.

Хочется ли мне сию минуту этим заниматься? Поскольку мы говорим о противоречивых мотивах, ответ очевиден.

Что мне хочется делать? Выспаться! (А еще лучше поехать в отпуск.) Или хотя бы просто валяться в кровати.

Как это совместить? Например, отменить все домашние дела, валяться в кровати и на диктофон записывать вариант новых правил.

Результатом должно быть ощущение возможности сочетания противоположных влечений вместо борьбы с одним из них.

Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней

К сожалению, порой подобный «косметический ремонт» собственного отношения к проблемной ситуации не срабатывает. Тогда необходимо браться за капитальный: попытаться понять тот способ видеть, интерпретировать ситуацию, который вы постоянно используете. И научиться менять свое отношение.
Для пояснения снова используем реальную жизненную ситуацию. Что вас сегодня волнует больше всего? К чему мысли возвращаются вновь и вновь? Что вызывает эмоциональный протест, несогласие, обиду?
Для более эффективной тренировки попробуйте подобрать такую, которая, во-первых, вызывает у вас определенный эмоциональный отклик (раздражение, гнев, обиду); во-вторых, эти эмоции пока не захлестнули вас «с головой», поскольку эта самая голова нам сейчас очень пригодится.

«Мне обидно...»

Возьмите чистый лист бумаги (например, тетрадный разворот), разделите его вдоль пополам. Слева начните как можно компактнее записывать мысли, которые приходят в голову по поводу выбранной ситуации. Каждую новую мысль пишите с новой строки, отступив при этом 2–3 строчки от предыдущей.
Вот что написала молодая учительница иностранного языка в частной гимназии. Она полгода назад окончила вуз, была на стажировке в США и Испании. Хотела работать переводчиком, но для начала решила попробовать себя в школе. Зарплата – обыкновенная, отношения с учениками, коллегами и с администрацией сложились достаточно дружелюбные. С работой справляется хорошо. Но при всем кажущемся благополучии девушка находится в предстрессовом состоянии – с каждым днем эмоционально ей все сложнее находиться на рабочем месте. Она готова даже уволиться. Пришла на консультацию, чтобы разобраться, что же все-таки происходит.

В левой части листа она написала:

1) Мне обидно, что меня не ценят.

2) Обидно, когда полностью выкладываешься, а кто-то этим пользуется.

3) Мне кажется, что здесь прекрасно могут обойтись без меня.

4) Мне кажется, я способна на большее, вместо того чтобы воевать с учениками, а потом заниматься рутинными переводами.

Перекрашиваем обиды и разочарования

Зафиксировав основные моменты дискомфортной ситуации, постарайтесь от нее абстрагироваться: следующий этап желательно выполнять с «холодной головой».
Помните из школьного курса, что такое антонимы – слова, отображающие противоположные по смыслу понятия. Белый – черный, короткий – длинный. Так вот, сейчас необходимо сконструировать в правой, свободной части листа утверждение, противоположное записанному девушкой. Очень важно делать это самостоятельно. Напишите сейчас, до того, как прочитаете ответы нашей героини.
А теперь можно посмотреть, что получилось у нее. Мне радостно, что меня ценят. Приятно, когда благодарят за хорошую работу. Хорошо осознавать, что твоя работа необходима окружающим. Руководство знает, что я способна на большее, чем «дрессировать учеников» и править корреспонденцию.

Проблема на ладони

Теперь мы подошли к самому творческому и ответственному моменту. Сядьте удобно, займите позу, которая помогла бы вам расслабиться. Руки положите на колени или на стол перед собой.
У вас есть два способа восприятия одной и той же ситуации. Тот, который слева, – так вы привыкли думать. Тот, что справа, – так вы можете думать. Сравните, попробуйте «на вкус», какой способ восприятия одной и той же ситуации предпочтительнее для вас: левый или правый? В каком случае вы ощущали бы себя комфортнее?
Как правило, написанное справа более предпочтительно. Или по крайней мере необычно, неожиданно, а потому интересно. И уже в этот момент человек начинает понимать, как надо изменить отношение к ситуации, чтобы изменить ее. Хотя методика имеет еще один этап.
Сейчас можно будет работать как со всем блоком целиком, так и с каждой парой предложений-антонимов по отдельности. Представьте фразу (или всю последовательность суждений) в левой части листа в виде целостного образа: визуального, кинестетического, аудиального – не важно. Главное, чтобы ситуация ожила в воображении.
Получилось? Теперь мысленно поместите этот образ в руку – левую или правую – как больше нравится. Немного «покачайте на ладони» сконструированную картинку, как бы испытывая ее вес. То же самое проделайте с суждениями из правой части листа.
Теперь медленно-медленно начинайте сближать ладони, удерживая на каждой из них их «содержимое». Здесь нельзя торопиться и необходимо быть очень внимательным. Уже во время сближения рук могут начаться определенные трансформации в картинках смоделированных образов. Плавно соедините ладони. Во что превратилось их содержимое после объединения?
Предложенный алгоритм помогает выйти за грань привычных мысленных ограничений, увидеть ситуацию и себя в ней в ином свете, с нового ракурса, под другим углом зрения. Вот, например, что получилось у нашей молодой учительницы: Важно, чтобы я умела ценить сама себя. Удовлетворение от осознания хорошо сделанной работы – самая большая благодарность. Работа в первую очередь нужна мне самой: я учусь, получаю опыт. А при наличии знаний и опыта я смогу двигаться дальше. Самое главное, я уверена, что действительно способна на многое. Всему свое время.
То есть девушка из плоскости обид на окружающих перешла в сферу взаимоотношений с собой и самооценки. А это уже совсем другая ситуация с иными подходами и вариантами возможных решений.

Рейтинг@Mail.ru