Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Аттестация для аттестующих

А не ввести ли для разработчиков аттестационных процедур тесты на профпригодность?

Время аттестации учителей. Время, когда в редакцию приходят письма с предложениями «поделиться мыслями, обсудить эту волнующую проблему» и даже «разобраться».
Правда, в условиях общей неразберихи, которая только усугубилась введением «аттестации по-новому», а сейчас подогревается подготовкой правил для «аттестации по-новейшему», разбираться очень трудно. Дожить бы до принятия нового Закона «Об образовании».
Да и люди, судя по письмам, «не ждут милостей от природы», определяются сами. По-разному, конечно.

…«В этом году я аттестуюсь (имею первую категорию). Чтобы аттестоваться успешно, необходимо длительный период, как минимум год, заниматься только подготовкой к аттестации. В том числе – вызвать к себе интерес людей, без поддержки которых пройти аттестацию очень трудно. Но вот вопросы: а когда работать с детьми? Когда тщательно готовиться к урокам, проводить интересные внеклассные мероприятия? Я выбрала – работать. А аттестация – как будет».

«Хочу подтвердить высшую категорию, и электронное портфолио решила представить тоже по высшему разряду, в форме личного сайта. Дело это оказалось не таким простым для меня и не дешевым, но все получилось, и руководство меня отметило. Предложили поделиться опытом, но тут я задумалась: что говорить коллегам? Что на мой сайт никто не приходит, как и на их «портфолио на дисках»? Что это сайт для аттестации? И вообще – смотрите, сколько надо произвести туфты ради высшей категории. Но ведь таковы правила! На семинаре я все рассказала, как положено, и ни один человек не спросил – зачем?».

Обратим внимание на явление: аттестующийся учитель должен удивлять и поражать, кем-то представляться-казаться, только не «простым учителем», который занят детьми.
Такое впечатление, что аттестацию проводят какие-то пришельцы, для которых педагогическая работа не самоценна, а нужна для доказательств совершенно посторонних идей.
И хотя это в корне неправильно, противостоять невозможно: либо ты успел заскочить в быстро несущийся поезд «новой школы», либо отстал.  
Между тем дети модернизации образования уже подросли. Нам пришло письмо от школьницы:

«Я поступаю в МГУ, у меня два репетитора по немецкому, один по информатике, по русскому и математике само собой, то есть за баллы ЕГЭ я спокойна. Но там еще какой-то творческий конкурс (я на журфак решила), это что? Подскажите, где к нему готовят, кто и сколько, если что – приеду в Москву».

Вот они – стандартные люди нового качества: «кто, где и сколько» – остальное от лукавого. Да и когда, с кем им было успеть осмыслить-усвоить общечеловеческую норму? Бежать к цели и не заморачиваться – вот что они поняли в школе.
…По таким вот критериям школа уже стольких учителей потеряла – не тех, кого должна терять.

Рейтинг@Mail.ru