Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Степичев Петр

Школа: кузница баллов или среда развития личности?

Наиболее масштабные реформы сейчас происходят в системе оценки качества образования. ЕГЭ в школе, единые требования к аттестации учителей, обсуждается проект введения единого экзамена в вузах на уровне перехода из бакалавриата в магистратуру и так далее. Все эти меры повышают управляемость образованием, дают возможность по определенным критериям судить о качестве подготовки школьников, студентов, учителей, об эффективности работы учебных заведений. Что ж, такая система оценки (контроль) хороша, поскольку обществу нужны люди с определенными параметрами, специалисты, подготовленные к решению определенных задач. Но обществу нужны и личности.

По моим наблюдениям, сегодня многие школьники и студенты видят смысл образования в расширении кругозора и круга общения, расценивают учебу как форму досуга и обучаются, не имея никакой утилитарной цели, просто потому, что интересно. Запрос на образование в современных условиях все больше исходит от личности.
Не всегда родители, отдающие ребенка в кадетские школы в первый класс, готовят его к военной карьере. Нередко они мотивируют свой выбор тем, что хотят видеть сыновей мужественными. Не все приходящие на факультет психологии будут претендовать на место психолога, возможно, люди просто хотят научиться пониманию. И так далее.

Новые потребности должны рождать новые подходы к организации образования. Схема, когда заказчиком является работодатель, он заинтересован в системе оценивания специалиста по определенным критериям, он определяет, что должен знать и уметь студент вуза или слушатель курса повышения квалификации, отживает. Заказчиком выступает сам человек, и ему важно другое: как он продвигается, чему учится, каким становится.
На практике все это означает большую гибкость при оценивании образовательных учреждений, поощрение образовательных инициатив специалистов, работающих в области образования, и сведение к минимуму количества бюрократических и иных барьеров, препятствующих реализации новых идей. В таких условиях роль творческой преобразующей деятельности каждого педагога автоматически возрастает.
Но повсеместно происходит нечто странное: родители отдают детей в школы, где лучше готовят к ЕГЭ, а не туда, где комфорт­нее микроклимат и где взаимоотношения между учителями и учениками более глубокие. Цена школы сегодня – результативность выпускников, в то время как первая задача школы – удовлетворение потребности детей в развитии и самопознании. И первым делом школа должна помочь ребенку найти свой интерес в образовании.
Страсти по контролю пора усмирить и сделать акцент на содержании образования и формах деятельности. Сначала приблизить образование к потребностям каждого, а потом, далеко не сразу, прибегать к замерам и отчетам.
Чтобы дети не были выхолощенными. Когда ко мне приходят на занятия первокурсники, я провожу скрытый тест, прошу назвать ассоциации со словом «английский». И они говорят: «Урок». Не английский язык, а английский урок! То есть даже моя сугубо практичная дисциплина не ассоциируется с жизнью.

Рейтинг@Mail.ru