Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Чканикова Варвара

Семейные образовательные стратегии: инвестиции и ожидания

Во что вкладываются родители?

Условия обучения и воспитания детей за прошедшие 20 лет изменились, родительские стратегии относительно социализации детей стали более разнообразными.
Какими именно? Анализом и экспертизой ресурсов семей в образовании и социализации детей и подростков занялись ученые. На днях Виктор Вахштайн, руководитель Центра социологических исследований РАНХиГС, познакомил сообщество с некоторыми результатами исследования на эту тему.

Разные группы семей – разные стратегии

В исследовании, в частности речь шла о том, что разные группы родителей неодинаково ведут себя по отношению к образованию детей: по разным критериям выбирают образовательное учреждение, связывают с ним разные ожидания, по-разному готовы вкладываться в образование ребенка.
Стратегия делегирования. Ее выбирают родители, которые доверяют образование детей специалистам, и это примерно половина всех родителей. По их мнению, главное, чтобы образовательное учреждение было удобно расположено, туда без труда можно было поступить, спокойно учиться – их требования к качеству ОУ стандартные. В этой стратегии горизонт ожиданий настолько узок, что это даже не стратегия минимализации издержек, а просто, по словам исследователей, реактивное поведение.
Стратегия «целевые инвесторы». Этих родителей в первую очередь интересуют исключительно показатели качества образовательного учреждения и уровень подготовки для перехода на следующую ступень образования. Поведение «целевиков» активно: они ищут отзывы, спрашивают совета у сообщества в интернете, они готовы возить детей на транспорте и оплачивать разные образовательные услуги, лишь бы ребенок оказался в руках настоящего специалиста и в надежном месте. Критерий доверия для них очень важен.
Стратегия «пакетные инвесторы». Спрос на интегрированные пакеты «все включено» – и образование, и воспитание – растет, и в этом просматривается желание родителей закупить оптом всю социализацию ребенка, начиная от платного детсада при хорошей школе, которая существует при престижном вузе, – и до аспирантуры. Мотивацию инвестирования при таком подходе нетрудно просмотреть: мой ребенок – доказательство моего личного успеха.

Волны родительского участия

Неверно думать, что эта классификация стратегий напрямую связана с доходом семей или типом населенного пункта. Отнюдь. Оказывается, во-первых, с возрастом ребенка. Среди родителей дошкольников больше «целевиков», а первоклассников делегируют, потом детям подбирают «пакеты», а вот девятиклассников либо снова делегируют (половина махнули рукой), либо прибегают к частным образовательным услугам («целевики»): 65% девятиклассников занимаются с репетиторами.
Во-вторых, никаких жестких стратификационных мерок в выборе той или иной стратегии ученые не обнаружили. Так, среди «целевиков» встречаются как люди с очень высоким достатком (30%), так и с очень низким (45% опрошенных). Это в большей части жители районных городов, а не мегаполисов. И далее: среди «целевиков» доминирует представление, что воспитывать должна семья, и они «заряжены» только на образовательные услуги.
Еще интереснее с «пакетными инвесторами». Фактически они тоже делегировали образование и воспитание специалистам (с минимумом персонального участия), с той лишь разницей, что «пакетные» вложились деньгами в то, что выбрали. У них просто разные планы на будущее ребенка. К «пакетным» отнесли и родителей сельских детей: отправить ребенка в хорошую школу или интернат в райцентре с перспективой поступления в вуз.

Ради чего они стараются?

По данным исследований Всемирного банка, отношение к ребенку как объекту, который обеспечит старость родителей, наблюдается в странах, где нет хорошей пенсионной системы. Там же, где издержки по старости обеспечивает государство, в детей особо не вкладываются.
Трудно согласиться, что для российских родителей именно перспектива «стакана воды» определяет заботу о будущем ребенка. Скорее, страх за него: такая страна, что надеяться на то, что «ребенок сам пойдет по жизни и все себе найдет», не приходится. И это установленный факт: недоверие родителей к школе, которая «не справляется», «не дает ребенку шансов». Но ведь именно это и есть главная функция образовательного учреждения: повышать жизненные шансы детей. Почему не так – отдельный разговор.
Важно, что это приходится делать родителям, и тут у всех свои ставки и ресурсы. Как следствие: все раньше детей начинают принуждать к учению, все ниже сдвигается точка выбора будущей деятельности, все меньше у ребенка свободного времени для размышления о себе и о жизни. И как ни плохо родительское безразличие, но и безмерная активность – палка о двух концах.

Рейтинг@Mail.ru