Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова
Культура речи педагога
М.: Академия, 2006

С первых же минут встречи ученика и учителя между ними завязывается общение, организуя которое педагог использует многочисленные формы коммуникации: устную и письменную речь, мимику, интонации, чередует диалог и монолог, обращается к разным жанрам. О том, как грамотно и эффективно использовать эти инструменты коммуникации, и написана книга. Стихийно, интуитивно мы и так применяем большую часть речевой палитры, но лучше делать это осознанно.
Печальный опыт подсказывает, что часто учебные пособия, рекомендованные для студентов, перегружены теоретическими сведениями, бесконечными классификациями и определениями. Этот учебник представляет счастливое исключение. Все теоретические выкладки проиллюстрированы хорошими литературными цитатами и примерами педагогического общения, что особенно важно для практикующего учителя. Авторы, например, рассматривают фрагмент урока и комментируют, какие средства использовал учитель, какие цели при этом были достигнуты. Рассмотрены разные типы педагогических ситуаций, каждая из которых требует своих речевых приемов. Ведь они используются не только для лучшей подачи информации, но и для организации коммуникативного пространства.
Интересно описаны классические приемы риторики, которые с античных времен используются для построения яркого исчерпывающего высказывания. Чтобы приобретенные знания не остались только интересными сведениями, авторы предлагают систему практических упражнений, выполняя которые можно попробовать свои силы в риторическом искусстве.

А.С.Бикеева
Семья особого назначения
М.: Генезис, 2009

Во вступительном слове автор, мама двоих детей и учитель английского языка, замечает, что обучению любой профессии человек посвящает несколько лет целе­устремленных занятий, а вот быть родителями нас не учит никто. В этом очень важном качестве мы все выступаем как любители, то есть строим семью и воспитываем собственных детей как умеем.
Книжка вряд ли может претендовать на статус всеобъемлющего учебника для родителей, но некоторые идеи, описываемые здесь и взятые автором из собственного семейного опыта, могут показаться интересными. Главная их ценность в том, что автор напоминает нам о таких мелочах, которые по отдельности кажутся незначительными и несущественными. Но если насытить ими семейные отношения, то скорее всего климат их изменится в лучшую сторону.
И еще: их нужно сделать привычными, завести маленькие семейные традиции, которые пропитывают отношения между близкими людьми теплом и расположением. Это могут быть крошечные подарки друг другу, привычка укрыть пледом прикорнувшего на диване, особые семейные словечки, напоминающие о смешных и трогательных эпизодах.
Автор напоминает, что даже привычные родительские обязанности, домашнюю рутину можно сделать составной частью родственного единения. Достаточно вплетать постоянно в семейную повседневность забавные, но значимые для всех близких реплики, приговорки, жесты. И соблюдать некоторые несложные правила. Например, во время игры с детьми «взрослый должен полностью принадлежать ребенку, отложив на время свои бесконечные взрослые важные дела». Или, например, можно завести обычай «свидания с дочерью или сыном», даже если вы постоянно живете вместе. В такие дни папа или мама полностью принадлежат своему ребенку. А еще можно завести семейный день Дачника, день Мороженого, Бабушкин день, Разгрузочный день (когда дом, дача, гараж, двор общими усилиями освобождаются от хлама).
Читая эти незамысловатые советы, понимаешь, что и в твоей семье время от времени происходит что-то подобное, но книжка позволяет посмотреть на эти мелочи под другим углом и отнестись к ним с большим вниманием.

Рейтинг@Mail.ru