Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ПОЧТА «ПС»


Мелентьева Полина

Письмо об отметке: размышления под занавес четверти

Продолжаем разбирать почту вместе с читателями. Очень интересно, когда люди пишут что-то свое на тему опубликованной статьи. Например, на материал Марины Черных «Отметка: педагогические эффекты» – «ПС» №21, 2011 –  пришли не только положительные отклики, но и целый текст, написанный «по мотивам».

Публикация произведена при поддержке образовательного интернет проекта по дистанционному обучению английскому языку «English by Phone». Воспользовавшись услугами проекта, который располагается по адресу http://www.english-by-phone.ru/, Вы сможете изучать английский по скайпу, на индивидуальных занятиях с носителем языка. Подобная методика обучения позволит в быстрые сроки преодолеть языковой барьер, и освоить разговорный английский. Обучение происходит по удобному для Вас графику, в любое время суток, а так же Вы можете заказать бесплатное тестирование для более подробного ознакомления с предоставляемой услугой.


– Ты за стол или за кровать?
– За стол.
– Получишь кол.
– Я за кровать!
– Получишь «пять».
Это школьная прибаутка, суть которой – карнавализация, принижение важности отметок, своего рода травестия.
На самом деле отметка очень важна для ребенка.
Так, она способна подпортить даже Новый год. В разгар праздничного ужина папа может запросто пошутить: «А тебе второй кусок пирога не полагается! Ты трояк по физике принес». Никакой пирог и в рот-то не полезет после такого напоминания. А бывает и взаправду: обещали на Новый год взять с собой кататься на горных лыжах, если четверть хорошо закончишь, а после плохой отметки лишают долгожданного счастья.
Вопреки всем либеральным веяниям в области воспитания отношение к двойке в семье остается очень болезненным: «Мы же бились, бились с этими логарифмами, а ты опять… Я что, недостаточно умного ребенка родила?.. Может быть, возьмешься за ум в следующем году, и тогда я тебя зауважаю!» – папа и мама расценивают плохую отметку как оскорбление, а наказанный ребенок – как личную обиду, нанесенную учителем.
Ах! Двойка виновата в том, что ребенку не подарили новую компьютерную игру. Его праздник испорчен – затем, чтобы он сам увидел-понял, в чем нехорош.
В общем, всякий раз, когда пора подписывать дневник, родители «переходят на личности», и раздражение ребенка изливается на учителя, который в общем-то только безударные гласные и имел в виду, «ничего личного».
Но порой и впрямь двойка играет не свою роль: «Совсем вы разленились, вот как понаставлю двоек, а вы их заслуживаете, сразу зашевелитесь» – это слышат все ученики, как и увещевания типа «близится конец четверти, с десятого числа никаких работ не принимаю». Но все это выглядит голословно по сравнению с реальной двойкой, которая так и кричит: «Закрой меня!»
Ох уж эти волшебные пинки! Один мой знакомый физик, очень успешный учитель, из года в год встречает детей первого сентября контрольной работой. Выставляется колонка двоек в журнале, после чего ученики бросаются их «исправлять», заниматься на полную катушку. Стимул, не правда ли? Родителям он объясняет свою методу так: «Эти двойки ни на что не повлияют, я просто даю им шанс не закинуть ноги на стол с первого учебного дня, а взять цель и начать учиться».
Кстати, начиная со второго года обучения у этого учителя, ученики на эти двойки не обижаются, некоторые даже заранее готовятся и получают трояки. Говорят, даже одна четверка была.
Двойка – стимул, это давно классика. Но как быть, когда двойка и в самом деле означает «ты мне не нравишься»? Вместо того чтобы в человеческом разговоре объяснить ученику, что у него не так, по мнению учителя, что-то самому понять про это «не так», учитель выбирает коммуникацию посредством отметок и буквально бомбит ребенка неприятными цифрами. Они вообще-то к такому делу не приспособлены.
Ученики чувствуют несправедливость.
– Болтаешь на уроке? Сейчас «два» поставлю!
– А отметки за поведение давно упразднили!
Следующий шаг очевиден: наглец вызывается к доске и получает двойку «по правилам», да еще и с торжеством.
А что? Все остальные меры слишком медленные: разговоры наедине, встречи с родителями, тем более рефлексия по поводу своей собственной деятельности.
«Ну и поставьте мне “два”», – говорит развязная девчонка, отказавшаяся выплюнуть жвачку перед уроком. Ей уже известно, что некрасивое поведение оценивается теми же двойками, что и незнание урока.
Разделять личные отношения и «рабочие моменты» порой удается, такие удачи вызывают у окружающих бурю эмоций. Одна учительница всех поразила на родительском собрании: принесла ужасно написанную районную контрольную по математике, долго перечисляла ошибки, показывала исчерканные красным листки, потом сказала: «Да, и напоследок: пусть они у вас побольше гуляют. Бледные все, аж сердце заходится. Не зубрите с ними много. Лучше отпускайте побегать!»
То есть уроки уроками, а человеческое отношение к детям важнее.
В повести Бориса Успенского «Меховой интернат» описан «вафельный отметник», это такая вкусная плитка вафель, от которой учитель дает откусить, если ответ ему понравился. Не понравился – только понюхать, чтобы аппетит разыгрался и к следующему уроку ученик хорошо подготовился. Вот такой инструмент для выражения отношения к ученикам как к людям. У нас такого нет. Или есть?
– Ты, конечно, прекрасный парень, но боюсь, что чертить ты вообще не умеешь. Приходи-ка на дополнительные занятия!?– говорит учительница по черчению, возвращая чертеж с отметкой «три с минусом». Без обид, чертеж и правда так себе, но сам-то ученик не чертеж.
Я сама была в начальной школе жуткой неряхой, однажды, не успев дома написать сочинение по английскому, прискакала в класс, выдернула из тетради листочек в клетку (разумеется, неаккуратно выдернула), кое-как первой попавшейся ручкой написала и сдала англичанке. Она, даже не начав читать, отвесила мне двойку со словами:
– Я не принимаю эту работу. Мы договаривались, что вы пишете только синими чернилами, только на аккуратном листочке в линейку, а такую работу сдавать – меня не уважать.Так я впервые в жизни получила двойку. Я тогда жутко разревелась, потому что учительница была права и не права одновременно.
Все-таки двойка – всегда плохая и всегда несправедливая для ученика отметка.
Но все проходит, какие-то уроки из отношений, опосредованных отметками, извлекаются, важно, чтобы мы в конце концов оставались людьми.
И я прекрасно помню, как под Новый год в выпускном классе та самая англичанка продиктовала нам наши отметки за полугодие, потом мы разыграли традиционную сценку с музыкой, а потом заперли дверь и достали бутылку шампанского.
Наша классная возражала недолго: тройки тройками, а вместе нам всегда интересно, хорошо и надежно.

Рейтинг@Mail.ru