Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Третья тетрадь
Детный мир

Кузнецова Светлана

Самый маленький и самый умный

«Растить гения» я не планировала, но и «просто в сад» отдавать не хотелось

Если ребенок умный

Мой сын в три года еще не мог ничего сказать толком, но уже играл с кубиками, на которых напечатаны цифры: складывал их, поворачивал и мог с легкостью дать ответ на вопрос, например, сколько будет пять плюс восемь, – пальчиком показывал, говорить-то вообще не умел!
Мы осваивали никитинские методики, всякие развивающие игры – и как только он начал говорить, выяснилось, что он считает в пределах тысячи в прямом и обратном порядке, складывает, вычитает. То и дело приходит на кухню и канючит: дай задачку, ну дай задачку! Временами это надоедало.
«Растить гения» я не планировала, но и «просто в сад» отдавать не хотелось. Подвернулся случай: моя одноклассница набрела на удивительное место – детский сад и школа, но совсем другие, необычные, атмосфера там очень свободная, и дети ходят туда с восторгом. И мы пошли. Так и есть: все преподаватели – интересные люди, очень заинтересованные, они нам при первой же встрече пообещали много всего – и без всякой муштры, а только с помощью доброго, неформального и новаторского обучения. Был там один приятный молодой человек, возрастом не больше тридцати лет, грациозный, одухотворенный, и мой сын, как только его увидел, увлекся им, смотрел во все влюбленные глаза. Я вложила руку сына в руку учителя и ушла. Мне потом сказали, что так весь первый день они и ходили, держась за руки.
Там все было по-особенному: предметы мешаются между собой, математика с географией и английским, и все это в свободной форме, в дружеской обстановке. Все безумно интересно. Там и родители были между собой похожи, дружны, все как бы одной крови. Правда, я оказалась единственной, кто не ставил себе цели избежать столкновения с образовательной системой, у меня было любопытство: новые интересные методики преподавания, и почему бы нам их не попробовать.
Конечно, в группе все время было очень шумно, дети сложные. Мы, родители, одно время по очереди возили всех детей на занятия, надо было постоять на остановке, подождать автобуса несколько минут. Так вот, удержать на одном месте десятерых шестилетних детей было совершенно невозможно! Они носились как угорелые в очень широком радиусе вокруг остановки, выбегали на дорогу, а в битком набитом автобусе не замечали никаких неудобств; и вот кто-то разговаривает с незнакомыми пассажирами, кто-то окно выковыривает, а кое-кто сует руку огромной собаке в пасть, прямо под намордник. Полное доверие и бесстрашие, но что досадно – нежелание слушаться. Сами учителя к этому совершенно спокойно относились и воспринимали такое поведение как должное.

Что важнее развития

Упоение лицеем стало меркнуть, когда стало ясно: с результатами у них явно не очень. Прошло около двух лет, а наши дети так ничего и не освоили из того, что нам было обещано. Стало окончательно ясно, что результаты здесь никому не интересны, все решает процесс. Нет, занятия по-прежнему проходили очень интересно, и с кругозором у детей все было в порядке, и с настроением тоже, а вот с навыками? Считали плохо, читали через пень-колоду, слушаться не хотели. Моему ребенку восемь лет, а он пишет ужасным почерком, с ошибками, и это при том, что он очень много читает и прекрасно говорит. Как раз в это время одна девочка лет десяти по какой-то причине больше не смогла ходить в лицей, и ее отдали в обычную школу. Учиться в третьем классе девочка совершенно не могла, и ей было настолько тяжело, что мама была вынуждена оставить ее на домашнем обучении. И это не единичный случай: практически все дети, кто в возрасте девяти-десяти лет переходил из лицея в обычную школу, с большим трудом адаптировались, некоторые возвращались. Но ведь и потом надо как-то вписываться и совмещаться с обычной жизнью!
В таких размышлениях я оказалась не одинокой, и вместе с нами перешли из лицейского в обычный первый класс еще четверо восьмилетних детей. Вышло так, что все попали в один класс, и это было большой удачей для них: все-таки со своими. Мой сын быстро принял новые правила. И снова случай: в школе как раз открывали спонсорские классы, и детей в них отбирали не по навыкам, а по потенциалу. Получился целый класс очень умных, талантливых детей, которые все схватывали на лету. И было уже не важно, кто чего не умел в начале года.

«Он у вас еще маленький»

Сын быстро осваивал программу и несколько раз «перескакивал» через класс. Эмоционально было трудно, потому что он оказывался в положении самого маленького и самого умного. Время от времени он конфликтовал.
В девятом классе, например, был случай, когда учительница при всех сказала ему: «Да тебе вообще надо в детский сад!» Любопытная оговорка: ведь в детском саду дети усваивают эту поведенческую норму: не высовывайся, не выскакивай вперед, не доказывай, что ты лучше, сиди смирно, следи за всеми, работай в группе. А у нас садика как такового не было, и он не одергивал себя. И вот пытался в классе доказать, что Чацкий?– иностранный шпион. Другая история. В десятом классе сын мой написал сочинение гигантскими буквами первоклассника, на страницу с хвостиком. А норматив – два листа убористо! Я пришла к учительнице: что делать? Учительница ответила: не волнуйтесь, просто он еще маленький, подождите. И оказалась права.
Когда он уже заканчивал учебу в МГУ, заявил нам с папой: я буду искать себе работу, чтобы ни за что не сидеть на стуле с девяти до шести, и не дай бог в офисной одежде. Как будто он тридцать лет уже отходил в галстуке к девяти утра в офис и ему это до жути надоело!
В конечном счете работу нашел себе очень неформальную: в компании «Яндекс». Там не то что за столами, на стульях никто не сидит: все либо на полу, либо на пуфиках. Очевидно, свободная обстановка и атмосфера всеобщего равенства так и остались для него главной прерогативой со времен лицея.
И все же: какое-то лентяйское отношение к миру, сибаритское. Или он просто уважает себя, а многие из нас уже забыли, что это такое? В любом случае в карьере он не заинтересован, как и его товарищи. Круглые сутки они готовы играть в интеллектуальные игры, смотреть кино ночи напролет, участвовать в конкурсах... Ночью играют, утром приходят домой, немного поспят – и на работу в факультативном порядке. Примерно раз в неделю вся компания собирается у нас дома, и тогда у меня появляется ощущение какого-то выросшего детского сада. Они не пьют, не курят, играют в безобидные игры.
Что это? Переучились и теперь доигрывают свое?

Рейтинг@Mail.ru