Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

С переходом на новые стандарты все более актуальной становится проблематика введения в школе индивидуальных программ обучения.
Как известно, реализация подобных программ предполагает особую организацию учебного процесса, например, объединение нескольких классов одной параллели или создание разновозрастной учебной? группы. При этом на одном учебном занятии может одновременно осуществляться несколько разных видов деятельности, скажем, индивидуальная и групповая работа. То есть это очень сложноорганизованный процесс. Как же его запустить в конкретной школе?
При решении этой задачи научные сотрудники Красноярского ИПК работников образования В.Лебединцев и Н.Горленко рекомендуют обратиться к такому пока что редко используемому в наших образовательных учреждениях ресурсу, как учительская кооперация.
В кооперации учителя работают не автономно друг от друга, а совместно планируют, проводят и рефлектируют учебные занятия, распределив между собой позиции.
В статье В.Лебединцева и Н.Горленко «Позиции и функции педагога при индивидуальном обучении» («ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 6 за 2011 год) описывается один из вариантов позиционного разделения труда педагогов: организатор учебного процесса («дежурный учитель»), предметник и ассистент. У каждой позиции свое предназначение.
Например, дежурный учитель занят оперативными управленческими вопросами: формирование временных коопераций учеников; постановка задач учителям, руководителям сводных групп; обеспечение перехода учеников с одного вида работы на другой, из одной сводной? группы в другую; выдача необходимых учебных материалов и обеспечение техническими средствами; отслеживание времени работы учащихся и учителей.
В позиции предметника педагог объясняет новый материал (одному ребенку или группе), организует обобщение и повторение пройденных тем, консультирует и инструктирует учеников, контролирует и оценивает результаты их учебной деятельности.
В позиции ассистента педагог, как правило, сосредотачивается на формировании у детей универсальных учебных действий и их отслеживании. Авторы рассказывают о том, каким образом следует распределять эти роли в педагогическом коллективе, подробно описывают функции отдельных позиций, а также обращают внимание на важные нюансы организации групповой и индивидуальной работы с детьми.


Как сделать учебный процесс увлекательным? Чаще всего решение этой задачи связывается с применением активных методов обучения: ролевых игр, дебатов, мозгового штурма… Такие методы действительно хорошо работают, но у них есть один существенный недостаток: они требуют больших временных затрат как в ходе подготовки, так и в процессе использования. Поэтому эксперты рекомендуют также использовать блиц-игры – кратко­временные игровые взаимодействия, направленные на проверку или закрепление знаний.
Более десятка подобных игр описано в статье Е.Евпловой «Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 11 за 2011 год).
Например, для введения в тему занятия в начальной школе можно обратиться к игре, которая так и называется: «Собери тему». Суть игры проста: ученикам выдаются небольшие листки бумаги, на каждом из которых изображена какая-либо буква. Расположив листки в определенном порядке, ребята узнают тему занятия. Если у игроков возникают трудности, педагог может дать подсказку, например: первое слово – 9 букв, второе – предлог, третье – 7 букв, четвертое – 8 букв.
Для повторения и закрепления освоенных понятий подойдет игра «Стикеры». Педагог приклеивает стикер (наклейку) одному из учеников (вышедшему к доске) таким образом, чтобы тот не видел, что написано на стикере. Остальные видят надпись и по очереди характеризуют соответствующее понятие (термин), а игрок, стоящий у доски, пытается догадаться, о чем идет речь. После того как понятие разгадано, главный игрок обобщает все сказанное и старается дать точное определение.

Рейтинг@Mail.ru