Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Томас Гордон
Курс эффективного преподавателя
М: ЛомоносовЪ, 2010

В книжке содержится информация, которую учителя так настойчиво и зачастую так безуспешно пытаются выудить из психологической литературы и тренингов, добиться от школьного психолога. Педагог владеет дидактикой и знанием своего предмета, но для гармоничного взаимодействия с воистину космическим миром другого человека ему не хватает профессиональных знаний и навыков. В этом ему может помочь Томас Гордон, известный американский психолог, который несколько десятилетий разрабатывает систему эффективного взаимодействия.
Он не претендует на то, чтобы вмешиваться в содержание образования, в технологии и методики обучения. Более того, он даже не сосредотачивает внимание на возрастных или гендерных особенностях. Зато предлагает приверженцам любого педагогического подхода очень технологичные пути решения извечных школьных проблем на том лишь основании, что все наши ученики – люди, и для сотрудничества прежде всего необходимо установить взаимопонимание. А в этой сфере мы зачастую оказываемся дилетантами и действуем неточно, неправильно – с самыми благими намерениями. В качестве примера автор приводит хрестоматийную ситуацию невыполненного домашнего задания и рассматривает ни много ни мало двенадцать разных вариантов реакции учителя. В том числе и весьма гуманных на первый взгляд – сочувствие, попытка проанализировать причину неудачи, подбадривание. А вслед за этим подробно разъясняет, почему каждая из проявленных взрослым стратегий ведет к непониманию, к ухудшению ситуации: и жесткие, и добродушные реакции объединяет одно?– неприятие проблемы. Истинное же взаимодействие основывается на признании проблемы, выявлении и грамотной работе в ней.
Так же подробно и разносторонне рассматривается проблема поддержания дисциплины в классе, вернее, причины ее нарушения. Описаны и шаги, сделав которые, учитель без принуждения может установить в классе доброжелательную и рабочую обстановку.


Д.И.Кравчек
Кто такие эмо и готы?
М.: АСТ, СПб.: Сова, 2009

Книжка, как объясняет автор, предназначена для родителей, желающих понять своих взрослеющих детей. И для подростков, которым хотя бы отчасти важно душевное здоровье их родителей. Осмелюсь предположить, что прочесть некоторые ее главы полезно будет не только тем несчастным, чей ребенок внезапно стал носить исключительно черную одежду, расписывать кладбищенские «прелести» и гримироваться под вампира. Подростковые субкультуры не ограничиваются списком, указанным в заглавии. И автор, хотя и рассматривает подробно особенности этих двух, достаточно здраво и понятно для родителей объясняет природу подростковых потребностей, которые становятся причиной примеривания на себя тех или иных масок. Например, почему они так странно одеваются, в черное и розовое? Подросток зависим от взрослых гораздо больше, чем ему бы хотелось. В то же время ему хочется любви, признания, доверия. Подобной дешифровке подвергаются и другие послания, закодированные в одежде: потертость, мешковатость, несоответствие по размеру. При этом автор комментирует эти послания вполне скептически: пренебрежение к внешнему виду должно подчеркивать ценность внутреннего мира, однако эмо выискивают вещи должной потрепанности «с упорством землеройки».
Для тех же, кто огорчается или даже пугается, обнаружив, что его ребенок стал эмо или готом, приведен своеобразный справочник, описывающий разные течения и группировки этих подростковых субкультур с вполне рациональными комментариями. Из которых, кстати, следует, что ничего устрашающего в приверженности к субкультуре для нормального подростка нет. Довольно полезно для родительского самоощущения, ведь пугает то, что неизвестно.

Рейтинг@Mail.ru