Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ


Школа диалога с препятствием.

Сотрудничество детей и взрослых в условиях много-уровневого и сложноорганизованного пространства

В Паркетном зале, организация которого предельно проста – стулья тремя рядами и доска,– три часа при помощи нескольких нехитрых приспособлений, пары веревочек, десятка мячей непрерывно разворачивалась действительно сложная, многоуровневая деятельность большой группы взрослых людей, педагогов, которые поняли, что образование человека – это постоянный диалог с неизбежными и необходимыми для нашего развития препятствиями.

Ведущие:

Сергей Плахотников, возрастной психолог, старший научный сотрудник НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца МДО.
Сергей Реутский, учитель физкультуры, автор книг «Физкультура про другое» и «Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми»

Смысл преграды

Сергей Плахотников начал разговор с педагогами с грустной констатации общеизвестного факта: современные дети перестали жить в реальности, не знают, что значит препятствие, не сознают собственных возможностей, границ.
А ведь каждый хороший урок – это, по сути, диалог с препятствием, возможность для учеников осознать смысл преграды, собственного напряжения, проанализировать переживания, связанные с преодолением.
Сергей Плахотников рассказывает о любимом упражнении, которое обычно предлагает на первом занятии семьям, испытывающим трудности в воспитании детей. Он просит родителей взять за разные концы веревочку, чтобы ребенок мог через нее перешагивать. Но постепенно, незаметно для самих себя, они поднимают веревочку на ту высоту, которая символизирует для них желанный уровень достижений ребенка. Малыш плачет, преграда непреодолима, но к родителям он не обращается. В его жизни просто нет такого опыта, да и мама с папой, видимо, не часто договариваются друг с другом.
Тогда Сергей потихоньку советует ребенку поговорить с веревочкой, попросить ее опуститься пониже… И – о чудо!?– веревочка опускается. Можно снова перешагнуть ее и почувствовать себя победителем.
А затем родителям и ребенку предлагается поменяться ролями. И первым делом малыш, держа один конец веревочки (второй держит Сергей), поднимает руку как можно выше, ставя перед родителями явно нереальную преграду. Он, как зеркало, отражает родительские амбиции, неспособность учитывать чужие особенности.
Но если продолжать упражнения с веревочкой, то в ребенке постепенно будет рождаться сознание собственных возможностей, а затем и готовность учитывать чужие.

Обгоняя время

Стулья в Паркетном зале стоят рядами. Слушать хорошо – играть неудобно. Первая задача – расчистить место. Но неожиданно технический момент становится игровым и обучающим.
– Сколько времени нам понадобится, чтобы расставить стулья по кругу?
Для принятия решения, казалось бы, просто нужно соотнести свою скорость с течением времени. Но есть и более важная вещь – желание работать спокойно, не спешить, не нервничать. Поэтому сначала называется огромный срок.
– А на самом деле? – мгновенно задает следующий вопрос Сергей Плахотников.
Ребенок, судя по опыту Сергея, в этом случае уменьшает первоначальный запрос в 10 раз, справляется с задачей быстрее, в следующий раз еще радикальнее сокращает срок и все равно успевает закончить работу раньше. Но при этом ответ на вопрос «сколько понадобится?» начинает всегда с явно преувеличенной цифры, потому что это очень важно – знать, что ты все успеешь…
Учителям, как выяснилось, это тоже важно: заказав сразу 100 счетов (ведущий считает вслух), «на самом деле» просят 60, а справляются в итоге за 37.

Одинокие решения

Следующее упражнение: Сергей поворачивается спиной к аудитории и показывает на пальцах, сколько людей из круга должны встать. При этом никому нельзя разговаривать – только переглядываться и перемигиваться, за считанные секунды принять решение: остаться сидеть или вскочить, понять, кто лишний, кого не хватает.
– Очень важно при этом отвернуться,?– подчеркивает ведущий, – чтобы не контролировать ребенка в момент принятия им важного решения. Иначе это будет ошибочное решение.
В таком упражнении ценен контакт, возникающий между людьми. Игра заставляет почувствовать партнера, стать самому частью общего движения.
Теперь стулья убираются подальше, все присутствующие получают яркие мягкие мячики. Что можно с ними делать? Сергей Реутский сразу предлагает несколько вариантов – попроще, посложнее.
Перед каждым упражнением обязательно обсуждаются условия. Общее согласие?– возможность двигаться дальше.
Несколько минут тренировки, и вот уже игроки предлагают свои варианты. К примеру, спортивная девушка предлагает подкинуть шарик, повернуться на 360 градусов и только потом поймать мяч.
– Можно повернуться на 360 градусов, можно на полкруга, а можно и на четверть,?– уточняет ведущий, – вдруг у кого-то голова закружится.
Следующее предложение – приседать при подкидывании мяча – отвергается уже самим инициатором: вдруг кто-то потеряет равновесие, упадет... Так, осознавая собственные возможности, и взрослый, и ребенок учатся считаться с особенностями других людей.
После короткого совещания зал расцвечивается салютами взлетающих мячиков. Нужно и за своим мячом следить, и соседский хоть краем глаза видеть, как и самого соседа, чтобы не столкнуться. Требуется не просто чувствовать пространство, но и предугадывать движения другого человека.
В этой суете, вероятно, только Сергей видит, что играют не все. Кто-то кинул пару раз мячик и сел. Кто-то даже не попробовал. Но ведущий никак не реагирует на «лентяев»: каждый сам определяет интенсивность комфортной для него нагрузки.
Не то – в школе. Здесь ребенок не может ни определять для себя нагрузку, ни контролировать ее интенсивность. Тем более не имеет права от нее отказаться. «Что это ты сидишь, когда все работают?»?– строго интересуется преподаватель.
В этой ситуации уровень тревожности ребенка резко повышается. Но разве может всерьез вести диалог человек встревоженный, испуганный? Сначала ему нужно успокоиться, почувствовать себя комфортно. Получается, первый шаг на пути преодоления препятствия (психологи говорят: в процессе адаптации к сложной ситуации) – научиться регулировать степень интенсивности нагрузки. И иметь на это право...

Коварные веревки

Вместо множества мячей в зале появляется скромная веревочка.
Задание кажется очень простым, почти глупым. Веревочка лежит на полу – делит зал пополам. Все игроки на одной стороне. Сергей Реутский объясняет: сначала нужно, перешагивая веревочку по одному, оказаться во второй части зала, потом вернуться уже парами, снова вперед – по трое, назад?– четверками. Если не получилось, возвращаешься и пробуешь снова.
Участники слушают внимательно, согласно кивают и… всем коллективом кидаются на штурм! Ведущие смотрят без всякого осуждения. Впрочем, сами игроки даже и не заметили, что выполнить задание не получилось. А понять, справился ли ты с упражнением, можно лишь тогда, когда тебе ясен его смысл и когда ты настолько уверен в себе, что готов последовательно добиваться совершенства.
Постепенно, по мере усложнения задания (веревочка поднимается выше, начинает раскачиваться в разные стороны), игроки стремительно осваивают предыдущие умения: видеть соседей, пропускать коллег вперед, находить компанию. А также регулировать интенсивность нагрузки, обращаясь к веревочке с просьбой опуститься пониже, качаться помедленнее… Люди явно осваиваются в предложенной ситуации.
Впрочем, находятся такие спортивные личности, кому слишком легко, а потому скучно перепрыгивать через преграду «на высоте колена». Один просит веревочку подняться повыше (с учетом возможностей партнеров, естественно), другой прыгает боком или даже спиной вперед. Это уже демонстрация творческого подхода.
Сергей Плахотников объясняет, что динамика поведения участников игры объясняется классификацией уровней аффективной регуляции, которая была разработана Ольгой Никольской, доктором психологических наук. Лишь когда человек преодолевает первую ступень адаптации к трудностям – обеспечивает себе состояние комфорта за счет возможности регулировать интенсивность нагрузки, он может на втором уровне вырабатывать определенные стереотипы взаимодействия с преградой, осваивать культурную норму. А затем уже начинается этап движения к индивидуально значимым целям (проверка своих возможностей) в постоянно меняющихся условиях, установление собственно эмоционального взаимодействия при общении с другими людьми. Все это полезно учитывать педагогу, когда он дает детям разнообразные задания и наблюдает за тем, как они с ними справляются.
Увы, в школе, когда у ребенка нет права на ограждение себя от сверхинтенсивных воздействий среды (любое задание начинается не со слов «устраивайтесь поудобнее, успокойтесь», а с сурового призыва «сядьте прямо, сосредоточьтесь»), все последующие этапы остаются тоже непройденными.
После всего, что происходило на занятии, учителя с большим пониманием обсуждают проблему детей-отшельников, прячущихся от непосильных задач и неизбежных поражений. Теперь живой отклик встречает идея о том, что не ребенка нужно втаскивать куда-то, подталкивать, а самим потихонечку приближаться, что-то интересное делать неподалеку, облегчая возможность для ученика включиться в работу.

Меняемся местами

Сергей снова приглашает учителей встать и размяться.
– Я буду хлопать в ладоши. Сколько раз хлопну, столько человек должны взяться за руки: два хлопка – получатся пары, три хлопка – тройки.
Конечно, ведущий заранее просчитал количество участников. В конце концов он хлопает так долго, что получаются две большие команды.
– Удобный способ поделить детей на группы быстро и без обид?
Коллеги соглашаются.
Теперь одна команда – игроки-организаторы – получает по веревочке на пару участников – борцов с препятствиями. «Организаторы» должны создать цепь преград для «борцов». Некоторые придумывают задания сверхсложные. Но у каждого из «борцов» есть право перехватить конец веревки и в одну секунду превратиться в «организатора». Бывший «организатор» становится «борцом», и теперь ему придется справляться с им же созданными трудностями.
Смена ролей увлекает педагогов. Они чувствуют, как меняется их отношение к происходящему в зависимости от позиции, которую занимаешь.
Именно смена ролей разрушает привычную школьную иерархию. Когда ребенок имеет право придумать задание для взрослого. Увидеть, как он ошибается, отступает, побеждает…
– Это ведь и есть настоящее равноправие, – рассуждает молодая учительница,?– когда у всех есть право изменить ситуацию.
– Все мы равны перед временем, перед будущим, – продолжает Сергей Плахотников. – Никогда не знаешь, в кого вырастут сегодняшние малыши. Педагог опирается на ключевое действие ребенка, чтобы помочь ему научиться еще чему-то.
В завершение Сергей демонстрирует видеозаписи детских занятий.
Глядя в камеру, ребенок, добившийся успеха после многих попыток и исполнившийся уважения к самому себе, торжественно объявляет себя как заслуженного артиста.
А другой, перелетев с перекладины на перекладину и эффектно приземлившись, широко раскидывает руки чуточку театральным, но главное – победительным жестом. Цель достигнута!

Рейтинг@Mail.ru