Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Громовой Виктор

Если кабинет директора превращается в оранжерею

Плюсы и минусы цветочной традиции

Что слишком, то не здраво

Цветы – один из традиционных атрибутов праздника. День знаний или последний звонок, 8 Марта или День учителя, традиционная встреча с выпускниками или даже обычный экзамен у нас становятся поводом для торжественного вручения цветов учителям. Первый волонтер Корпуса мира Елоика Фостер, которая в 1996–1998 годах преподавала английский язык в моей гимназии, была немало удивлена нашими традициями вручения цветов и в свою очередь удивляла наших учителей фразой: «У нас, в Америке, такого нет!»
Впрочем, «что слишком, то не здраво», постепенно и цветы перестают создавать праздничное настроение. Как директор гимназии, я каждый раз просил не тратить средства на цветы во время проведения выпускных экзаменов (или хотя бы свести эти расходы к минимуму). Убежден, что и день рождения директора не должен превращаться в общешкольный праздник, в результате которого его кабинет превращается в оранжерею. Приветствуют-то не директора как человека, а прежде всего «директорское кресло», и кто в нем сидит, для большинства «ходоков» не имеет никакого значения. Поэтому не всегда искренние поздравления и цветы, которые их сопровождают, праздник в душе отнюдь не создают!
Помню, как традиция обеспечения «цветущей жизни» учителям во время выпускных экзаменов толкнула меня, выпускника школы, на совершение серьезного правонарушения. Наша классная руководительница поручила мне и еще двум моим одноклассницам принести как минимум три букета цветов на очередной экзамен. Дома у нас на тот момент уже все отцвело. В моей родной Новой Праге (Кировоградская область) их никто не продавал, а попросить у кого-то было неловко, поэтому, вооружившись ножницами, мы отправились на ночную цветочную «охоту».
Жертвой школьных традиций (экзамен?– это праздник!) стала одна бабушка, у которой мы еще засветло присмотрели лучшие клумбы... Хорошо, что наша доблестная милиция тогда не была озабочена такими мелкими преступлениями, а то затея могла бы иметь для нас очень печальное продолжение. В школе же нас похвалили – ведь букеты были наилучшими. Но вряд ли они были в радость нашим учителям, ведь дарили мы их «по разнарядке», а не по движению души.

Социальные «игры»

Первые годы своей педагогической карь­еры я работал организатором внеклассной работы. Когда впервые организовывал праздник первого звонка, позаботился о том, чтобы никому не забыли вручить цветы (часто они не достаются техничке или медсестре), но не обратил внимания на то, какие цветы вручаются учителям. Как оказалось, в этой школе существовала своеобразная «табель о рангах» букетов. Поэтому после торжественной линейки меня ждал «скандал»: почему тем учителям вручили букеты роз, а мне, Заслуженному учителю, только пионы?! В последующие годы приходилось просить учеников «не обижать» именно эту учительницу цветами не ее ранга.
А это приводило к тому, что публичный церемониал вручения цветов превращался в зарегламентированную процедуру: вот эти цветы «возлагаем» к памятнику (такие-то ученики), а эти вручаем (розы от каждого класса всем учителям-предметникам и классным руководителям). Конечно, себя я не включал в список тех, кто должен был обязательно получить цветы «соответствующего ранга», поэтому всегда получал некий «неформальный» цветочек от «незапланированного ученика». И в этом была настоящая радость.
Уже будучи директором гимназии, нашел простой и рациональный способ, как распорядиться охапками цветов, которые вручали мне и завучам. Наши ученики уже после линейки разносили эти букеты спонсорам и друзьям гимназии. Многих из них такая неожиданность искренне радовала, кстати, такой знак внимания усиливал их стремление помогать гимназии.
Впрочем, я знаю и другие примеры «вторичного» использования подаренных детьми цветов. Довольно часто их потом несут «начальству» (иногда работники управления сами заказывают в какой-нибудь школе пару букетов, с тем чтобы было чем поздравить кого-то с днем рождения). Есть и примеры того, как особо предприимчивые учительницы возвращали букеты к 8 Марта знакомым цветочницам для повторной продажи.
Я далек от мысли, что наши традиции «цветочных церемоний» в школе можно и нужно быстро сломать. И нет сомнения в том, что следует обращать внимание на такую «мелкую» проблему: цветы как деформирование атрибутов школьного праздника.

Рейтинг@Mail.ru