Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТОЧКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА


Борисова Людмила

Не только стопка методичек

Хорошо бы собирать на школьном сайте ресурсы, которые необходимы начинающему учителю

Молодые учителя начинают новый учебный год, как?могут. Им?не?положены ни кураторы, ни?курсы повышения квалификации. Вроде бы и незачем: человек только что институт окончил. Знания еще свежие. Но, к сожалению, выпускникам педагогических вузов остро не?хватает практических навыков. И новоиспеченному специалисту приходится многому учиться на?рабочем месте.

Метод наблюдения

Один из эффективных и несложных способов приобретения опыта – метод наблюдения. Группа молодых педагогов присутствует на уроке опытного учителя (или наблюдает его в видеозаписи), а затем обсуждает вместе с экспертом, что интересного удалось заметить в поведении преподавателя, в его способах подачи материала. При этом сам предмет не так важен. Учитель русского языка найдет много полезных идей на уроке хорошего математика.
Обратная ситуация (открытый урок дает неопытный педагог) не всегда становится обучающей для начинающего преподавателя. Он так нервничает, что действует не слишком разумно и свободно, а любую внешнюю оценку принимает крайне болезненно.
Тезис о том, что обучение происходит только в комфортной, безопасной ситуации, вполне приложим не только к детям, но и ко взрослым.

Самоподготовка

Во многих европейских странах принято создавать особые сайты в помощь начинающим педагогам. Юристы помогают собрать электронную библиотеку нормативных актов, опытные учителя предоставляют полезные рекомендации по самым неотложным вопросам. К примеру, варианты поведения в той или иной сложной ситуации: вариант жесткий, пресекающий недопустимые нарушения; вариант психологический, предполагающий выяснение мотивов поведения ученика, достижение тех или иных договоренностей; вариант конструктивный, при котором учитель меняет ситуацию так, чтобы ребенок вынужден был вести себя иначе (самый болтливый становится диспетчером дискуссии в классе: предоставляет слово выступающим, следит, чтобы никто не перебивал, не кричал с места – постепенно он и сам привыкает вести диалог культурно).
Есть словарик с определениями самых важных в педагогике понятий: проект, компетенция (с кратким описанием нескольких удачных предметных и межпредметных проектов; перечислением основных компетенций, которыми должны овладеть ученики на том или ином этапе обучения)…
Есть даже несколько примерных схем распределения времени на уроке, варианты организации пространства в кабинете (с трогательными напоминаниями о том, что учительский стол, поставленный между доской и учениками, не должен становиться для детей препятствием на пути к знаниям и что полочка для красивых чашек так же нужна в классе, как и шкаф для развивающих игр).
Надо сказать, и у нас многие школы следуют этому примеру. Правда, дальше относительно стандартных «десяти советов» дело не идет. Более актуальная и разнообразная информация на страницах многочисленных предметных педагогических сообществ в Живом Журнале (http://www.livejournal.com/), есть подборки полезной информации на педагогических сайтах: http://planetashkol.ru/, http://www.it-n.ru/, http://edu.rin.ru/.
В любом случае хорошо бы молодому специалисту вместе со стопкой методичек выдавать и список полезных электронных ссылок. А еще лучше – собирать на школьном сайте ресурсы, которые нужны сотруднику именно этого учебного учреждения.

Рейтинг@Mail.ru