Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Лев Любимов: «Для освоения нового стандарта нужен учитель с фундаментальным образованием»

Новые образовательные стандарты, новый Закон «Об образовании», новшества в организации ЕГЭ… Накануне наступающего учебного года у педагогов много тем, вызывающих опасения и тревогу: чего ждать от проектов реформ? Об этом мы беседуем с заместителем научного руководителя НИУ-ВШЭ Львом ЛЮБИМОВЫМ.

– В настоящее время приняты стандарты для начальной и основной школы, на очереди – стандарты для старших классов, вокруг которых в этом году разгорелись жаркие дискуссии. В мае наряду с версией, предложенной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (больше известной как стандарт А.Кондакова), появился альтернативный вариант, разработанный президиумом РАО. Создана рабочая группа (ее возглавил член Совета Общественной палаты, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук), которой рекомендовано объединить две разные версии. Как член Совета Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) вы можете дать более или менее точный прогноз по поводу дальнейшего развития этой непростой ситуации?

– Я думаю, что под видом так называемого компромиссного варианта, на котором настаивает Общественная палата, будет принят стандарт Кондакова, поскольку он продолжает логику уже утвержденных стандартов для начальной и основной ступеней. Кроме того, именно этот стандарт призван воспитать новое поколение людей для экономики, основанной на знаниях, и кардинально перестроить нынешнюю трансляционную школу, перевести ее на совершенно новые рельсы. В эпоху интернета педагог уже не является единственным источником информации, его миссия в современном мире меняется.
Он должен научить подростка самостоятельно добывать знания, работать в команде, делать выбор, свободно пользоваться информационными технологиями. Это те универсальные компетенции, которыми необходимо обладать современному человеку.

– Готовы ли педагоги к реализации этих грандиозных планов?

– К сожалению, нынешние учителя в массе своей не готовы к таким переменам, поскольку большинство из них закончили педвузы, где дается очень слабая подготовка. Для освоения нового стандарта нужен учитель с фундаментальным образованием, который закончил классический университет. А после университета, как это принято в западных странах, он может пройти годичную психолого-педагогическую интернатуру. Такая система успешно действует в США, а в Финляндии в школу не возьмут педагога без магистерского диплома.

– Но в Финляндии и зарплаты другие. Каким должен быть эффективный контракт с учителем, для того чтобы он лояльно относился к школьным реформам?

– В новом законопроекте «Об образовании» (третья версия от 15.08.2011 г.) записано, что зарплата учителя не должна быть ниже средней зарплаты по экономике региона, и это правильный подход. Но дело не только в зарплате. Контракт с учителем должен быть многосторонним и отражать как обязательства сотрудника, так и те социальные гарантии, которые ему обязан обеспечить работодатель.
Например, учитель должен читать научную литературу по своему предмету (что, к сожалению, бывает далеко не всегда), а также по педагогике, психологии, образовательному праву, да и вообще быть широко образованным человеком, хорошо знающим современные произведения в области культуры, искусства, живописи?– для того чтобы идти в ногу с временем, не отставать от своих учеников. Кроме того, в контракт необходимо включать различные поощрения, в том числе государственные награды. Сегодня максимум на что может рассчитывать педагог – это звание Заслуженного учителя или медаль, да и то в преклонном возрасте. И конечно, особый раздел этого документа должен быть посвящен социальным гарантиям учителя – прежде всего охране и укреплению его здоровья. Главное, чтобы забота об учителе не сводилась к пустым обещаниям. Аналогичные подходы должны быть учтены и при составлении контракта с директорами школ, ведь от них в конечном итоге зависит успех реформ.

– Какую роль в новых условиях может сыграть переподготовка и повышение квалификации управленцев?

– Директор школы должен знать, что такое менеджмент и маркетинг в образовании, что такое экономика образования, управление персоналом, а также модели лидерства.
Эти и другие блоки включает магистерская программа «Управление образованием», которая действует в НИУ-ВШЭ, призванная подготовить высококвалифицированных специалистов в сфере дошкольного и школьного образования, а также в сфере управления образованием на муниципальном и региональном уровнях. Участники этой программы (она рассчитана на 2,5 года) выступают не только в роли «студентов», но и в роли соавторов планов модернизации региональных и муниципальных образовательных систем и образовательных организаций, в роли аналитиков и проектировщиков, создателей межрегионального банка данных о перспективных образовательных проектах и ходе реформ в своих регионах и школах.

– По результатам международного исследования PISA российские школьники отстали от финских и гонконгских сверстников в 10 раз. В чем причина этой ситуации?

– Причина в том, что главной целью школы с советских времен является трансляция знаний, когда головы детей стараются заполнить большим количеством информации. В начальной школе ребенка учат знать что-нибудь обо всем, и для этого не требуется интеллектуальных усилий, достаточно элементарного запоминания. Примерно то же самое продолжается и в основной школе. У детей не формируют концептуального мышления, не учат их умению самостоятельно находить нужную информацию . В итоге 15-летние подростки – участники PISA не понимают текстовых задач. Это провал нашей системы образования. Когда в 2002 г. мы были на 28-м месте в PISA, а два года назад – уже на 43-м, то в первую очередь надо заниматься не зимними олимпийскими играми, а образованием. Кстати, во многих странах результатам PISA придается огромное значение, но только не у нас.

– Зато огромное значение придается результатам ЕГЭ. Даже создана комиссия при Президенте РФ по совершенствованию ЕГЭ. Можно ли усовершенствовать ЕГЭ, в частности избавить его от коррупционных схем?

– Для того чтобы избавить ЕГЭ от коррупционных схем, необходимо ввести независимый мониторинг по всем предметам, начиная с 5 класса. Например, в лицее № 10 г. Перми, который включен в систему международного бакалавриата, такие мониторинги проводятся каждый месяц по всем предметам. Здесь создана культура тестирования, культура независимой проверки знаний. Поэтому для учащихся этого лицея никакого шока, никакого стресса ЕГЭ в 11 классе не вызывает. Кроме того, эти дети не знают, что такое списывать, шпаргалить и мошенничать. ЕГЭ (или итоговая аттестация) в западных странах – это завершение 12–13-летнего мониторинга знаний. А мы хотим, чтобы человек, который 11 лет не пел, вдруг исполнил арию Онегина. Отсюда все издержки проведения ЕГЭ, вокруг которых столько шума в последнее время  Но главное, пожалуй, что следует сделать в первую очередь, – это разделить ЕГЭ для тех, кто хочет (и достоин) получить аттестат, и для тех, кто способен закончить школу только со справкой.
Для этого надо полностью перестроить наше мышление и привыкнуть к мысли о том, что каждый выпускник должен получить то, что он заслуживает. Например, 20% выпускников американских школ заканчивают школу без аттестата, а в Нью-Йорке – 50%.  У нас же действует схема «три пишем – два в уме»: 50 баллов за ЕГЭ – это тройка, а на самом деле – двойка. И если средний балл за ЕГЭ составляет 50, то это значит, что у нас страна двоечников.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru