Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ


Лебедушкина Ольга

Книжная полка в кармане

Электронное чтение создает не только новый способ существования текстов, но и новую индустрию и новое искусство

Электронные книги появились в нашем быту недавно, но уже успели обрасти собственной мифологией. У них есть и противники, и фанаты. Кто-то всерьез считает, что падение книгопродаж в мировом и отечественном масштабе – результат вытеснения книги компьютером. Кто-то, наоборот, считает, что с появлением электронных книг появятся новые профессии и искусства, а значит, жизнь станет сложнее, а потому – интереснее.

«Алиса» по-испански и «Кiт у чоботях»

«Давайте я вам туда пару игрушек хороших закачаю, – предложил юный продавец в магазине электроники и непонимающе на меня посмотрел в ответ на «спасибо, не надо». – Ну ладно, там еще кино можно смотреть, музыку слушать, фотографии просматривать. Ну и еще вот тут есть всякое…»
«Всяким» оказалась библиотека из 500 виртуальных томов. Кто-то неведомый позаботился о том, чтобы вместе с «читалкой» мне достался «золотой фонд» русской и мировой литературы в формате epub. Причем как на родном языке, так и в переводах. Томас Манн и Густав Майринк на немецком, Джейн Остин, Марк Твен и Конан-Дойль на английском, «Дон Кихот» в оригинале (знать бы еще испанский, чтобы прочитать…). Кроме того, на виртуальных полках нашлась «Алиса в Стране чудес» на испанском и даже «Кiт у чоботях» по-украински, который, правда, при ближайшем рассмотрении оказался не предполагаемым переводом «Кота в сапогах», а рассказом украинского писателя Миколы Хвылевого (выучить бы еще и украинский…). Разумеется, с чужих книжных полок можно убрать (т.е.удалить) чужие книжки и поставить (т.е. загрузить) свои. Но почему-то делать это расхотелось. Места на виртуальных полках оказалось куда больше, чем на всех моих реальных, вместе взятых. А потому пусть будут и испанская «Алиса», и «Кiт».

Новые технологии для лежебок

Еще лет десять назад актуальны были дискуссии на тему «Заменит ли компьютер книгу». Сегодня они превратились в разговоры о том, заменит ли книгу «бумажную» букридер. E-book или планшет-«читалка», другими словами.
В конце 90-х – начале 2000-х главным аргументом в пользу компьютера было всеобщее увлечение гипертекстами и мультимедиа. «Книгу может вытеснить CD-Rom, потому что он мультимедиен»,?– говорил тогда Умберто Эко в своей знаменитой лекции на экономфаке МГУ и тут же заявлял, что естественное движение нашей цивилизации – «от интернета к Гуттенбергу». Да и кто вспомнит сегодня электронные библиотеки на компакт-дисках, когда далеко не в каждом компьютере есть дисководы.
Собственно, тогда и спорить-то особо было не о чем. У чтения своя физиология, которая не менее важна, чем получение информации и восприятие текста. Читать с экрана было делом не слишком удобным. От мониторов с катодными трубками глаза начинали слезиться через полчаса. А кроме того, и думать было нечего о главных читательских удовольствиях – забраться с ногами в кресло с любимой книжкой, растянуться на диване и, что бы там ни говорили медики, читать лежа. Чтение с экрана слишком напоминало старинные требования к «гигиене труда школьника», согласно которым читать надо исключительно сидя за столом, причем сидеть следует прямо, соблюдая расстояние не менее 30 см от текста, не горбиться, не вертеться, не наклоняться, ну и так далее. Не говоря уже о том, что владелец стационарного компьютера не мог взять с собой свое электронное чтение в дорогу.
Эту последнюю проблему быстрее всех решили ноутбуки и мобильные телефоны. Одновременно решился и ряд других проблем. Видимо, специально для любителей читать лежа в руководствах для пользователей ноутбуков появилась стандартная строчка: «Нежелательно ставить устройство на мягкую поверхность (мебель, постель), чтобы избежать нарушений работы вентиляции, а также в противопожарных целях». Насколько пользователи следуют руководствам, свидетельствует хотя бы известная реклама средства от простуды: анимационный ролик изображает грустную девушку с замотанным шарфом горлом, по-турецки сидящую на диване, а перед ней на том же диване – ноутбук. Реклама, как известно, взывает к общему для всех, а не индивидуальному и идет прямо к сердцу потребителя через общепринятый бытовой уклад.

«Капитанская дочка» в мобильном телефоне

Чтение с экрана мобильного тоже давно стало такой привычкой. Студентка-филолог рассказывала еще несколько лет назад, как мобильная связь и интернет во время практики спасли ее открытый урок по «Капитанской дочке», когда за три минуты до звонка выяснилось обычное: «а я книжку дома забыл», «в библиотеке не было» (несомненно, книга очень редкая) и, наконец, «библиотека закрыта». И так?– весь класс. Чувствуя приближение катастрофы, практикантка скомандовала: «Достаем мобильные, выходим в сеть, набираем "А.С.Пушкин…"». Через пару минут класс вовсю комментировал и анализировал, уткнувшись в телефоны. Девушку похвалили за находчивость и попеняли за нарушение школьных правил: до окончания занятий все мобильные должны были быть выключены. Но на следующем уроке почти полкласса попросили разрешения читать текст с экрана: «Так даже «Капитанская дочка» интереснее». «Вот вам и от интернета к Гуттенбергу, только наоборот»,?– закончила начитанная студентка. Не будем лишний раз останавливаться на этом искреннем «даже» и оплакивать великую книжную культуру. Здесь важно то, что все же интерес сохраняется. Собственно, об этом и говорил Эко в своей давней лекции: новые технологии будут двигаться в сторону книжной культуры, подражать ей, а вовсе не вытеснять ее.

Почти как настоящие

Сегодняшний день, похоже, подтверждает его правоту. Появились «электронная бумага» и «электронные чернила». Большинство современных «читалок» работает на основе этих технологий. С электронной книжкой, так же как с обычной, можно спокойно сидеть в мягком кресле и валяться на диване, не нарушая правил техники безопасности. «Читалки» весят от 250 до 500 граммов – то есть от средней книги до увесистого тома. Сенсорный экран позволяет «перелистывать» электронную книжку, как обычную, так что рука по-прежнему совершает привычное движение к верхнему правому углу страницы, и от одного прикосновения текст сдвигается. Нет, конечно, привычного шелеста, впрочем, возможно, для желающих такие программки скоро появятся, потому что вокруг «читалок» с момента их появления на рынке сразу же образовался особый бизнес, основанный на своеобразных комплексах их хозяев. Пользоваться букридером совсем недавно было как будто немножко стыдно, да и теперь этот новейший предрассудок не окончательно исчез. Результатом стали дорогостоящие обложки и солидные кожаные футляры для букридеров, маскирующие их под обычные книги. Пару лет назад одной из интернетных сенсаций стала серия запахов для электронных книг?– Smell of Books. При желании можно было купить аэрозоль с запахом новой книги – свежей типографской краски и клея или, наоборот, с запахом слежавшейся бумаги и книжной плесени, то есть благородной старины. «Smell of Books продлит ваши воспоминания о последнем посещении ближайшего книжного магазина!» – призывает реклама на сайте продукта. А дальше следует нечто совершенно замечательное: «С Smell of Books ваши друзья не узнают, что вы читаете e-book!»
Эту фразу в разных вариантах многим приходилось слышать и читать: «Никто не узнает, что ваши часы стоят всего сто долларов!», «Никто не догадается, что ваши бриллианты сделаны из нашего волшебного стекла!» Одним словом, стандартный вариант рекламы подделок.

Бестелесный объем информации

Это и есть главный аргумент не-любителей электронных книг – их виртуальность, а значит – сомнительность. «Да и вообще, как мне лично кажется, электронные книги напрочь убивают смысл «подарочных изданий». Я закоренелый книгочей и, покупая книгу, рад, что я купил ВЕЩЬ, а не бестелесный объем информации.
С тем же успехом можно прекратить ходить на концерты и спектакли – ведь на DVD все лучше видно и слышно», – пишет один из посетителей сайта крупнейшего книжного интернет-магазина OZON/RU. И пока он выражает мнение большинства соотечественников. По данным портала superjob.ru (опрос проводился в июле этого года), «большинство россиян по-прежнему предпочитают бумажные книги, однако устройства для чтения электронных изданий становятся все популярнее и уже не воспринимаются как нечто редкое и необычное. С декабря 2010 года число россиян, читающих книги в электронном виде, возросло с 17 до 22 процентов, говорится в результатах опроса, проведенного в июле нынешнего года. В то же время 73 процента респондентов читают книги, напечатанные на бумаге».
Впрочем, на том же OZONе уже несколько лет торгуют и «читалками», и электронными книгами для них. На всякий случай. Потому что тот же опрос сообщает о росте числа «электронных» читателей на 5 процентов всего за несколько месяцев.

Живые книжки из «Гарри Поттера»

Кроме того, сегодня электронные книжки-тексты и устройства для их чтения как-то вдруг перестали мимикрировать под обычные, «бумажные» книги. Вероятно, самое интересное у них как раз впереди, и это интересное – именно то, чем сам процесс чтения с экрана отличается от чтения традиционного «бумажного» носителя. Скорее всего в ближайшее время появятся новые возможности дизайна электронных книг и самих устройств для чтения, а благодаря мультимедиа электронная книга превратится в книгу с оживающими картинками из волшебных сказок детства или во что-то, подобное живым книжкам из «Гарри Поттера». При этом электронный текст будет обладать той достаточной непроницаемостью и завершенностью, которая есть у книг обычных и которой пока нет у электронного файла. Скорее всего «вырубить топором» станет сложно не только написанное пером, но и электронными чернилами на электронной бумаге. Появятся профессии художника-иллюстратора и дизайнера электронных книг, и, кажется, они уже сейчас находятся в стадии становления. И это будет совершенно новый способ существования текстов и хранения информации, новая индустрия и новое искусство. Просто пока в общественном сознании повторяется вечная история про то, что новое обязательно должно вытеснить старое. Те же страхи сопровождали появление фотографии, которая должна была «убить» живопись и графику, потом – появление кино, которое должно было стать убийцей театра, и наконец – телевидения, которое должно было разом покончить и с книгами, и с кино. На самом же деле мир не упрощается, замещая одно другим, а становится все сложнее и разнообразнее.
Книга как привычная книга скорее всего тоже никуда не исчезнет. Разве что найдется какой-нибудь новый материал, который заменит бумагу. Точно так же, как в свое время бумага заменила пергамент.
Все это не мои собственные проекты и фантазии, а темы разговоров Умберто Эко и киносценариста Жан-Клода Карьера, которые в прошлом году вышли в русском переводе под названием «Не надейтесь избавиться от книг!». К слову сказать, найти «бумажную» книгу у меня не получилось, а потому я читала ее с экрана моего букридера.

Рейтинг@Mail.ru