Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Климова Елена

Уроки Емельяновской школы

Здесь опровергаются многие стереотипы, сложившиеся за последние годы в отношении сельского образования

Почему из малокомплектной деревенской школы дети не хотят переходить в большие городские?
На самом деле переходить им, конечно, приходится, школа в поселке Емельяновском Мошковского района Новосибирской области – основная. И те ребята, которые собираются продолжать образование, заканчивают одиннадцать классов в райцентре или?в?Новосибирске. Родители снимают детям жилье и оставляют наедине с учебой и соблазнами большого города. Как ни странно, учеба побеждает.

Факты? Сколько угодно! Сегодня в городе живет сын Елены Денишенко, учительницы информатики и рисования. Ее младшая дочь Даша закончила четвертый класс и недавно победила в общероссийском заочном конкурсе «Золотое руно». Сын закончил десятый в Новосибирске. На мой изумленный вопрос – а кто же контролирует? а готовит? проверяет? помогает?!?– Елена Михайловна пожимает плечами: «Сельские дети приучены все делать самостоятельно, понимают, что неучами они нигде не будут нужны».
В лицее № 22 «Надежды Сибири» (а это экспериментальная площадка областного и федерального уровней) учится выпускница Емельяновской школы. Перед началом учебного года девочке сказали: вряд ли сельская школьница сможет учиться в этой гимназии.
Однако после первого же задания – сочинения «Как я провел лето», написанного якобы от лица корреспондента, выполнявшего редакционное поручение, отношение к ученице из села в корне изменилось. В результате из 22 сочинений десятиклассников только шесть получили положительные оценки, и среди авторов трех отличных работ оказалась девочка из Емельяновской школы. Это не единственный случай, когда городские школы без энтузиазма принимают документы сельских ребят, но меняют свое мнение при первой же беседе с учеником.

* * *

Откуда я знаю, что ребята не хотят покидать родную школу? Например, из рассказа четвероклассника Славы Камнева. Начальную школу с отличными оценками закончили в этом году два ученика – уже знакомая нам Даша Денишенко и Слава. Мальчик живет в селе с бабушкой. Родители его нашли работу в городе и переехали туда. Теперь отец собирается перевести сына в Новосибирск. А Слава не соглашается! Ему и здесь хорошо жить и учиться. В классе пять человек, все – друзья. На улицах машин мало. Учителя нравятся (это я в сжатой форме пересказываю словоохотливое интервью, в котором Слава и Даша говорили наперебой. Расхождения в ответах были только о любимых книжках – у Славы это энциклопедии, у Даши – художественная литература).
Славина семейная ситуация в Емельяновском не редкость. Родители уезжают из села в связи с новой работой, и детям приходится приспосабливаться к городской школе. Некоторые просятся обратно. Думаете, потому, что дома учиться легче? Ничего подобного!
Семиклассник, назовем его Виктор, после развода в семье уехал в Новосибирск с отцом. Прозанимавшись там две четверти, вернулся в Емельяновское. В школе ужаснулись пробелам в знаниях. Виктор объяснил: «Учиться в городе – красота! Класс большой, можно один раз в четверть выучить урок, руку поднять, ответить – и дальше в учебник не заглядывать».

* * *

Над этим материалом я ломала голову дольше обычного. Уж очень простой вывод следовал из того, что я увидела в Емельяновской школе. Однако сколько я ни приглядывалась критически, ничего иного, кроме «человеческого фактора», не находила. Я убеждалась, что и глубина знаний, и воспитание, и развитие – словом, все, что дает детям школа, зависит от личности учителя. А географическое положение школы, ее оснащенность, количество учеников – все это обстоятельства места и времени, не более.
Справедливости ради скажем, что Емельяновское – благополучное село.
Емельяновский тепличный комплекс, где выращивают самые дорогие в Новосибирске овощи, дает местным жителям рабочие места и хорошие заработки. Село разрастается. Директор, учитель высшей категории, Надежда Макарова надеется, что вверенная ей школа скоро из основной превратится в среднюю. Тепличный комплекс частично помогает школе с ремонтом и оснащением. Хотя и тренажеры, и компьютерный класс приобретены не на спонсорские деньги – на выигрыши в грантовых конкурсах педагогов школы, и в первую очередь – Анны Трубачевой, учителя высшей категории.
На переменке Анна Вадимовна торжественно проходит мимо нас по коридору, на вытянутых руках – тортик. Ученики второго и четвертого классов теряют интерес к корреспонденту и тянутся за учителем в класс. Каждый именинник приносит в школу угощение, и педагог – не исключение.

* * *

Минусы малокомплектной школы – обратная сторона ее плюсов. Хорошо, что дети чувствуют себя как дома и не только с учителем чай пьют, но и могут без стеснения спросить о непонятном. Плохо, когда в классе мало учеников – педагогу не на кого опереться, если ребята подобрались слабые. И разные виды деятельности не проведешь, разве что работу в парах, и т.д.?– об этом говорила Надежда Васильевна, с ней соглашались учителя. Однако именно с уроком во втором и одновременно в четвертом классе Анна Вадимовна Трубачева победила на районном конкурсе «Урок года».
Трудно ли вести урок одновременно в двух классах? Учительница уверяет, что «ей как-то легко». Надо только распланировать урок: «Одни пока работают самостоятельно, с другими я занимаюсь, потом с первыми закрепляю» – и т.п. Одну и ту же тему второклассники осваивают на начальном уровне, а в четвертом классе – углубленно. Анна Вадимовна разъясняет:
– Преимущество таких уроков в том, что когда отвечает второй класс, четвертый их слушает, оценивает – повторяет материал. А второй класс, когда работает четвертый, вольно или невольно узнает что-то новое для себя. И когда эти ребята приходят в четвертый класс, то про новый материал говорят: а мы это уже изучали! Я уточняю?– не изучали, а знакомились. Если работа самостоятельная, то старшие вполне могут, закончив решать (или писать) свое задание, тихонько встать с места и проверить тетрадки у малышей.

* * *

В Емельяновской школе 43 ученика и 13 педагогов. Спрашиваю у директора Надежды Васильевны, не страдают ли знания детей, если в школе сдвоены не только уроки, но и специализация учителя? И ладно бы когда дополнительный предмет, который педагог ведет «не по профилю», нужен ребенку только для общего развития. Например, ИЗО или пение. А ежели учителю химии поручают вести еще и немецкий? Может быть, для основной малокомплектной школы надо готовить учителей сразу с несколькими специализациями?
Надежда Васильевна подтверждает:
– Сейчас в педагогических колледжах города Болотное Новосибирской области и в самом Новосибирске выпускники получают специальность учителя начальных классов, с правом преподавания еще одного предмета в основной школе. Кроме того, учителя проходят профессиональную переподготовку в НИПКиПРО – тоже с целью получения второй специальности.
Относительно качества такого преподавания… Вместо комментария приведу пример: учитель истории Юрий Николаевич Макаров учит детей географии, истории, обществознанию. Ребята из года в год выбирают эти предметы для переводных экзаменов – и сдают хорошо. Все зависит не столько от специализации, сколько от творчества самого учителя. Нашей школе повезло с коллективом.
– В малокомплектной школе ребенок не может прийти на урок неподготовленным, потому что он знает, его спросят, ему с учителем работать, – продолжает Надежда Васильевна. – Всеми правдами и неправдами мы до этого ребенка знания донесем. И не только знания. Неблагополучные семьи у нас редки, но если встречаются – мы все пороги обобьем, родителей «достанем», а недостаточно будет бесед с ними – пойдем дальше.
Была неблагополучная семья, куда мы носили для девочки одежду. В другой семье мы несколько раз возили пьющего отца кодироваться.
Сейчас, конечно, у ребятишек больше лени и меньше желания учиться, чем было прежде. А родители теперь зачастую считают – учителя получают зарплату, пусть они и контролируют успеваемость ребенка. Некоторые и вовсе говорят – не нужно сыну это образование! Выучится на шофера, пойдет работать в тепличный комплекс, там хорошо платят. Благополучие поселка тоже может преподнести учителям задачку с неизвестным ответом.

* * *

Тем не менее вместе с тепличным комплексом школа не только устраивает волейбольные матчи, но и дружно проводит операцию «Чистый поселок». Школа по-прежнему социокультурный центр села: здесь растет его будущее. Школьники и учителя – самые активные участники клубной самодеятельности и мероприятий сельской библиотеки. Школа вместе с Домом культуры устраивает ежегодные чествования ветеранов и так далее. Наконец, именно учителей выбирают в местное самоуправление, в поселковый и районный советы.
Надежда Васильевна подытоживает:
– Мы живем по такому принципу: учитель на селе – личность известная. Он только подумал о плохом – все село уже знает. Поэтому мы настраиваемся на добрые дела.

* * *

Если бы с этих слов наш разговор начался – я бы решила, что они продиктованы учительской привычкой к пафосным формулировкам и к жизни не имеют отношения. Но мое знакомство с Емельяновской школой началось с учеников, которые не хотят учиться в городе больших возможностей, а рады оставаться как можно дольше в своей чистенькой малокоплектной школе, где их, кстати, называют только по именам.
И я подумала, что до сих пор, когда слышу свою фамилию произнесенной в аудитории, пусть и с благодарственными словами, – поначалу сжимаюсь, не ожидая ничего хорошего. Не потому, что я была двоечницей. Просто я со школы усвоила, что обращение по фамилии делает тебя человеком системы, который много всего обязан. А по имени – просто человеком. Который и обязан, и хочет, и может. И которому узнавать новое интересно по естественному любопытству ребенка.
Почему из малокомплектной деревенской школы дети не хотят переходить в большие городские?
На самом деле переходить им, конечно, приходится, школа в поселке Емельяновском Мошковского района Новосибирской области – основная. И те ребята, которые собираются продолжать образование, заканчивают одиннадцать классов в райцентре или?в?Новосибирске. Родители снимают детям жилье и оставляют наедине с учебой и соблазнами большого города. Как ни странно, учеба побеждает.

Рейтинг@Mail.ru