Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Третья тетрадь
Детный мир

Летнее воспитание чувств: приручаем стихии воздуха, огня, воды!

Ребенок обретает великое — в малом, а полноту ощущений — в единичности переживания

...И вот лето, и никак не уйти от встречи с собой: деревня, лагерь, дача, домашний досуг. Машина, поезд, самолет. Море, горы, новые люди. Поразительно, как преображается любой ребенок, сделавшись наконец-то «беззаботным». Сколько идей, смыслов, ощущений приносит ему окружающий мир, не разбитый на параграфы учебника, не предъявленный взрослым с указкой. В пору засомневаться: оставляя ребенка без настоящего, насущного для него постижения мира, отрезая дороги «от себя», от своей природы, ритма, собственного способа, – многого ли мы добьемся?
Точно ли не навредим?
Приходят мысли о соразмерности и своевременности как важнейших критериях нормального детского развития. Другое дело – они так «плывучи» и порой едва уловимы.
Для того чтобы внутренняя работа над ними хоть как-то объективировалась,мы и создали наш «Летний педагогический блокнот»…

«Можно я устрою море?»

Да, лезут всюду, на дерево, в лужу, на помойку; все тащат-волокут домой, а зачем им это – объяснить не могут. Но ни палку, ни камень, ни проволоку выкинуть не дают.
По крайней мере сегодня. Сегодня еще эта палка не палка и камень не камень. Можно, кстати, обсудить. А что? Детям есть чему научить взрослых – некоторые этапы развития взрослыми забыты, а способность придумывать еле тлеет. Но мир-то и вправду не такой уж плоский и мелкий…

Когда до настоящего огромного мира ребенку еще далеко, он ищет и находит способы знакомства с его стихиями. Детей способны заворожить все природные стихии: песок, вода, огонь, камни, ветер. Идете гулять в лес – «давай разведем костер», наливаете воды в тазик – «можно я устрою море?», распахиваешь окно на 12 этаже – «ура, мы летим на ковре-самолете!». Искушенному человеку, уже оценившему однажды истинную мощь окружающего мира, восторг ребенка не всегда понятен: ну какая стихия может быть в ванне? Разве ветерок на качелях сравнится с настоящим полетом?
Мы верим только в масштабность, всеобщность, нам для полноты ощущений нужно знать, что мы плаваем в мировом океане, стоим у подножия великих пирамид, пересекаем Сахару. Ребенок не претендует на связь с огромным – наверное потому, что эта связь и так есть, без вещественных подтверждений и доказательств.
В общем, взрослые в общении с миром хотят всего и сразу, а дети видят природу в любом самом маленьком ее кусочке и довольствуются этим. Им и в ящичке с песком – Сахара, только маленькая, ну и тем лучше, значит, ее проще будет обуздать, приручить, подержать на ладони.
Недавно одному моему знакомому мальчику исполнился год. В самый разгар празднования родители зажгли на пироге толстую свечку, усадили малыша за стол и начали самозабвенно фотографировать. Папа говорит: «Загадай желание!», мама уже готовится задуть свечу вместо сына, который еще и дуть-то не умеет, и тут ребенок протягивает руку и двумя пальцами тушит пламя – ни слез, ни ожогов, полная серьезность.
Именно так: ребенок не только исследует мир, он еще и бесстрашно бросается его укрощать. Ему не терпится померяться силой со всем, что встречается на его пути, особенно с огромным и опасным. В самом деле, игрушки и другие неживые предметы слишком податливы, а люди, наоборот, чересчур непредсказуемы. Остается то, что мы называем неживой природой, – нечто менее строптивое, чем, например, младший братишка, но все-таки дикое и имеющее собственный характер.
Девочка методично зарывает свои ноги в песок. Не менее получаса старательно посыпает себя из ведерка, прижимает песок руками, утрамбовывает лопаткой. Постепенно скрываются из глаз ее туфельки, коленки, края юбки, пока наконец ни один кусочек платья или кожи не высовывается из желтого кургана. Вдруг девочка резко встает. Зарытые ноги мгновенно взламывают песочную гору и выныривают наружу. Девочка отряхивается и убегает.
А что? Бросила вызов чему-то вечному и спаслась!
И так они испытывают себя – на воде и на суше, ловя в ладони ветер и дождь, завораживаясь огнем или пытаясь им управлять. И нет ничего важнее для маленького покорителя мира, чем главный его козырь против всех стихий – бесстрашие.
 Но если присмотреться повнимательнее, мы поймем, что не только дети покоряют стихию. Взрослые продолжают заниматься тем же, а иначе как объяснить повальное увлечение дайвингом, прыжками с парашютом и пионерскими кострами.
Есть люди, которым не дается магия огня, и, чтобы зажечь на кухне газ, они могут потратить полкоробка спичек. Но, возможно, их слушается вода, и они никогда не пользуются воронками и мерками, разливают всегда ровно и точно, не пролив ни капли.
Возможно, базовый договор со стихиями люди заключают в детстве, во время игры? 

Мария Коротеева
г. Курск

«И наконец ты находишь эту пустыню»

Кто строит на песке, тот, поверите ли, строит на века, потому что один из гимнов детской игре таков: если бы все люди работали с серьезностью играющего ребенка, каким удобным для людей стал бы мир. Но обычно так: увлеченный чем-либо ребенок нас скорее тревожит, чем радует. Свобода мечтаний, свобода воображения – хорошо, а где же труд, преодоление, сила воли? Так он, чего доброго, привыкнет делать только то, что нравится. И мы ограничиваем ребенка в занятиях, которые ему по душе, к которым он тянется. А то и высмеиваем их как «детские». Коррекцию вносят специалисты…

Ведерко, совок, формочки – все это приобретают ребенку. А как же: именно в песочнице завязывается первое общение с другими детьми, своего рода «выход в свет». Плюс к тому: песочная терапия – эффективный метод поддержки психологически неблагополучных детей, в том числе старшего возраста. Да-да, не смейтесь!
На детей песок действует, как магнит. Они лепят «куличики», строят горы, тоннели, разыгрывают сюжеты… полностью погружаются в игру.
Игры с песком.
Отпечатки ладоней, пальчиков, лепка букв и цифр…
Создание подводного, космического миров, воссоздание исторической эпохи, карты города…
Индивидуальные игры, обеспечивающие диагностику, коррекцию и развитие…
Для всего этого надо подготовиться. Нужен ящик прямоугольной формы размером 50–70–8 см или 49–70–10 см. Размер имеет значение, так как позволяет ребенку удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные фрагменты. Дно и внутренняя часть должны быть выкрашены в голубой цвет, символизирующий небо и воду. Песок. Он должен быть чистым, просеянным, некрупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым, занимать примерно одну треть объема ящика. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов: фигурки людей разного возраста и пола, представителей разных профессий и разных исторических эпох, персонажи сказок, фигурки животных – домашних, диких, летающих, водных, фантастических; дома, замки, другие здания, мебель, заборы; деревья, кусты, другие растения; транспортные средства: наземные, воздушные, водные; природные материалы: камешки, ракушки, палочки, мох, кусочки коры; формочки для «куличиков», совочек, лейка – пригодится и фотоаппарат для запечатления законченной песочной картины.
Ну и все: «Представь себе, что ты Волшебник, ты долго путешествуешь по разным городам и странам, и у тебя появляется желание создать собственный волшебный город, необычный и непохожий на другие. Наконец ты находишь эту пустыню, где можешь построить свой волшебный город и населить его разными существами».
Дети погружаются в деятельность, педагог берет на себя роль внимательного участливого зрителя, активного слушателя.
Последовательность появления и местоположения фигурок имеет смысл: игрушка, поставленная в центр, символизирует Я ребенка, то, кем он себя ощущает. Фигурка, которая появляется первой, является символом чего-то очень важного для ребенка на данный момент.
Иногда фигурки закапывают или прячут в пещеры. Они отражают беспокойства, проблемы, тревоги, раскрывать которые ребенок в данный момент не готов. Можно спросить, что это такое, почему закопано.
Вот увидите, и других случаев поговорить – а значит, помочь ребенку понять себя и выразить – будет у вас достаточно.
И еще: желательно, чтобы ребенок сам разбирал песочную картину по окончании игры. Так закрепляется приобретенный на символически-бессознательном уровне опыт.

Надежда СЕМЕНОВА
г. Глазов, Республика Удмуртия

Сделай мне телескоп!

Переусердствовать в воспитании – это, кажется, не про нас, наоборот, вон сколько мы недодали, недокупили, недопосвятили! Цели-то у нас высокие, а возможности порой удручают. Тут и в депрессию впасть недолго.Ну а если не впадать – ни в депрессию, ни в воспитательский раж?Если исходить из того, что на самом деле ребенку нужно…

Любимая деятельность детей – открывать окружающий мир в своем ритме. Их кажущаяся пассивность очень активна. Они впитывают в себя мир, по-своему раскодируют его. В обстановке приятия себя ребенок открывает мир сам, без посредников. Но мы вместо того, чтобы растить в ребенке доверие к себе, делаем то, что проще.
Мы постоянно что-то ему разъясняем, объясняем, вдалбливаем, причем многое из этого его пока вообще не касается, – впрок, вероятно, «чем раньше узнает, тем лучше». А что происходит при этом с его эмоциональной сферой, нас не волнует. Про развитие собственных эмоций ребенка не задумываемся, хотя никто и никогда еще не смог «сделать мир своим» без того, чтобы двигаться, мечтать, воображать.
Мы охотно соглашаемся с тем, что в каждом ребенке живет творческий гений, но диктатуру совершенства осуществляем постоянно. Не знаю, как у вас, но во Франции нормальной жизни у ребенка разве два первых месяца. Потом вместо любви и терпимости, в которых он больше всего нуждается, он получает требование эффективности. Он должен быть блестящим ребенком. Он обязательно должен быть впереди всех. Перепрыгивать стадии развития. Хотя это никак не связано с личностным развитием, более того – тормозит его, потому что гасит естественную любознательность, интерес, физически утомляет ребенка.
Но все родители хотят чувствовать себя «хорошим папой», «хорошей мамой», и подкрепление этого самочувствия порой плохо вяжется с потребностями ребенка.
Вот родители купили мальчику пяти лет настоящий телескоп. Очень дорогой. Но смотреть на небо без родителей было нельзя, и это его разочаровывало.
Тогда он (а это был мой внук) пришел ко мне с картонными трубочками от туалетной бумаги и попросил «сделать телескоп». Мы трубочки соединили параллельно, с обеих сторон поставили пленки («окуляры»), прикрепили веревочку – и вот с этим биноклем он ходил целое лето, «смотрел на звезды» и рассказывал о них – был абсолютно счастлив. А настоящий телескоп отдыхал в сторонке.
Таких примеров не счесть. Новорожденной девочке подарили очаровательную, с точки зрения взрослых, вертушку: она прикрепляется к изголовью кровати, крутится, и яркие игрушки плывут по кругу под музыку. И вот эта вертушка сломалась. К счастью, по-моему. Мы взяли нитки, нанизали на них разноцветные фантики и фольгу, прикрепили к основе. Нитки шевелились, когда кто-то проходил мимо, и ребенок наконец-то начал обращать внимание на это сооружение – более живое и менее агрессивное.
Но все родители почему-то хотят «слишком хорошо» и «слишком рано». 

Этти БУЗЕН, 
детский психоаналитик, Франция

Счастливая дорога за хлебом в деревенский магазин

Думаем: ну и что – не гуляет, друзей не имеет; был бы на глазах, так спокойнее. А «на глазах» – это обычно за компьютером, за игрой. Часами. И мы успокаиваем себя: время такое, все дети так проводят досуг, а если не будет играть, отстанет от сверстников, ведь это их культура. Чего доброго, станет в классе изгоем, обзовут, высмеют. Но и удобно-то как: и он пришпилен к месту, и мы при своих делах…

«Фантазмы в коробочках», как я это называю, разрушают фантазию ребенка – виртуальные игры колоссальным образом ограничивают воображаемый мир, дискредитируют его. Они вталкивают ребенка в проблемы взрослых самым жестоким образом, там реальность в чистом виде.
Мама, папа, братья, сестры – вот лучшая интерактивная игра для ребенка. Та сомасштабная психике ребенка игра, которая и есть истинное противопоставление жестокой реальности. Хотя обычно игре противопоставляют «полезную серьезную деятельность» – в этом большая ошибка.
К тому же, находясь с детьми, мы стимулируем любознательность и восхищение миром – качества, без которых ребенок может оказаться обезоруженным перед жизнью. И только мы можем дать ребенку опыт вхождения в «реальную реальность».
Соседка по даче отправляет семилетнюю дочку за хлебом в деревенский магазин, дает четкие указания: где перейти дорогу, чтобы попасть на нужную тропинку в поле, по полю – бегом, хлеб такой, сдачи столько, а обратно – тоже бегом, мол, все ждут обеда. Счастливая девочка мгновенно срывается с места. Я восхищаюсь:
– И как это вы не боитесь отпускать ее одну…
– Это я-то не боюсь? – лицо соседки и вправду бледное и напряженное. – Боюсь, но знаю, что ей это надо, необходимо. Зато потом нам обеим будет спокойнее и легче жить.
Что правда: без глотка пьянящей свободы, надежды на открытие, испытания своих ресурсов никакое собственное независимое мышление не выстроится, и один такой «полет» в магазин обогатит ребенка стократ больше, чем часы «серьезной деятельности» или «безопасного» времяпрепровождения за компьютером.
Не говоря об удовольствии.
Парадокс: по частоте родительских жалоб эта – «он у нас такой домашний, несамостоятельный» – бьет все рекорды. Каждая мать на словах мечтает, чтобы ее дитя как можно раньше научилось себя обслуживать и развлекать без посторонней помощи, а на деле же оказывается, что самостоятельность – это роскошь, которую далеко не каждый родитель позволяет своему ребенку. Долго думал: почему?
Потому что хоть в два года, хоть в двадцать два человеку требуется время на то, чтобы освоить самостоятельность. Но ждать нам некогда. Да и лишние волнения ни к чему. И мы откладываем, откладываем момент доверия до последнего, до травмирующего конфликта, до подросткового бунта, а то и затяжной домашней войны.

Владимир КАЗАНЦЕВ,
кандидат психологических наук

Отпустить шар,  чтобы узнать желания ветра

Бесполезных детских затей не счесть. Но если вдуматься – и сами грешим иррациональностью. Правда, мы успели ей придать свойство штампа. Например, традиция украшать праздник гирляндами из воздушных шаров. Разве только для красоты?
Нет, конечно. Просто в нас многие смыслы живут в уже свернутом виде. Но посмотрите на детей…

Он выпросил дорогой гелиевый шар и тут же отпустил в небо. Жадно следит за его движением – это как бы он сам крутится в потоках воздуха, отдаваясь на их волю и рассчитывая на бесконечность полета.
Это вам не самолет с мотором на веревочке или радиоуправляемая ракета, нет, эти – покорители, победители стихии. А магия шара в том, что он движется вместе со стихией.
Воздухоплавание, полеты во сне, мысли о ловящем ветер парусе (тоже: это вам не моторная лодка или катер). О согласии со стихией, о возможности попасть в подходящий поток или даже выбрать его при помощи некоторых усилий и напряжения поиска.
Как хочется узнать желание ветра, уйти от агрессивного подчинения! Воздушные змеи и простые бумажные «галки», самодельные монгольфьеры и обычные воздушные шары «с хвостами»… главное – запустить и безотрывно сопровождать душой и взглядом.
Но реальный поток воздуха обтачивает форму: аэростат – уже эллипс. Шар, круглый шарик остается нам как идеальная модель совершенства. Пусть опыт, пусть правила, пусть законы жизни. Мы слегка подталкиваем его, и он плавно-плавно движется, словно дышит.
Бросая вызов силе тяжести, мы вечно что-то приподнимаем, подвешиваем – «украшаем»: восточные колокольчики на летнем окне или ватные снежинки на нитке на зимнем.
Почему нас так волнует этот перформанс на книжной ярмарке: самодельные детские книжечки, пришпиленные к веревочкам, висят рядами, покачивая яркими рисунками на ветру?
Они сулят нам свободу, как те же висячие сады Семирамиды.
Нельзя, но бывает. Чудо света! Так и свободный полет: невозможно, а есть. Лишь стоит поймать ветер.
Ощутить эту возможность порыва-прорыва в детстве так важно.

Григорий ДОМБ,
кандидат философских наук

Рейтинг@Mail.ru