Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Начальная школа: вектор меняется

То, что считалось побочным эффектом – личностное развитие, – становится целью, и наоборот: приобретение знаний-навыков будет идти попутно

Еще май, но уже с сентября вся система начального образования перейдет на образовательные стандарты второго поколения. И что там у нас с санями, которые надо готовить летом? По разговорам с учителями, мало кто реально понимает, что их ждет: «Были двухнедельные курсы, нас успокоили… говорят, в августе дадут все указания и разработки… пробовала разобраться – черт ногу сломит». Людям трудно понять, чего от них хотят, они ждут директив, того самого барина, который все рассудит, и вникать особо не хотят.
Только дождутся ли? И кто тот шарлатан, который займется за нас нашим «саморазвитием и самосовершенствованием, самостоятельным усвоением нового, включая организацию этого процесса»?  Именно такие результаты образования заявляются новым ФГОСом, а учитель, надо думать, к их обеспечению призван. 

А теперь переворачиваем пирамиду целей…

Образовательный процесс полагается целостным, то есть и система учебных предметов и дисциплин, и метапредметная деятельность, и любые формы учебного сотрудничества – все об одном: мы формируем универсальные учебные действия (УУД), которые и обеспечат решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся. То, что считалось побочным эффектом, становится целью, и наоборот: приобретение знаний-навыков будет идти попутно.
Конечно, хороший учитель не может не учить учиться или не звать к самосовершенствованию и саморазвитию – собственным примером, богатством своей личности, добровольными совместными проектами. Но вот так, чтобы было написано: УУД определяют эффективность образовательного процесса, – это внове. Впереди не освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а личностные результаты ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки) и метапредметные результаты, то есть те самые УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.

 …и начинаем с конца

Так учитель на образование никогда не смотрел. Он дал – научил-спросил, а развитие – материя тонкая, это к психологам, к семье, к обществу. Отвечать за личностные и метапредметные результаты ребенка учитель не готов. Развитие есть, нет, хорошее, плохое – он дал-научил-спросил. Так что эти «особенно психологичные» стандарты (с точки зрения специалистов, большой прогресс) учителю, у которого диплом учителя, просто не по зубам. «Отслеживание развития», «развитие как результат» ­– это что? Учитель должен увидеть, понять, померить УУД, а их четыре только на первом уровне, на втором каждое понятие разбивается на более мелкие, конкретизируясь, потом уровень ниже, список все длиннее, и всего, говорят, выявлено 114 компетенций, которые надо учитывать. Небезызвестная сороконожка со своей проблемой просто отдыхает.
Не вопрос, почему «перестройку» начали именно с программ мониторинга УУД, то есть с конца. Деловой подход: видим цель и ищем самый короткий путь к ней. Чем обеспечим то, чем – это? Какие типы заданий про то, а какие про это – дальше их можно создавать по образцу или где-то находить. Но будет ли это работой в парадигме деятельностного подхода? Вряд ли. Кто видел – знает: там никакой скоропалительности, все очень подробно и раздумчиво, по-настоящему. Личностное продвижение педагоги развивающего обучения отслеживают, развивая самооценку, а их отказ от отметок как раз означает, что в этой парадигме образования демонстрация знаний не главное.

Новые «рошники»…

Программы развивающего обучения никогда не исключались из федерального перечня учебников для начальной школы, и все, кто мог и хотел, по ним работали. Другое дело, не в каждом учителе они находят отзыв, и это понятно. Теперь же надо перековать всех. Как? «Не травмируя учителей, объясняя, что все получится, и что все ресурсы для перехода на ФГОСы у них есть, и все это не новое, а хорошо забытое старое», – считает один из организаторов семинаров сопровождения в областном ИПКРО. И вот его задания для учителей: посмотреть детский мультфильм про обезьянок и постараться увидеть в нем УУД – какие, отметить в общем списке; закончить предложения по данному началу; найти ошибки учителя на предмет формирования УУД в предложенном видеоуроке и так далее: добавить недостающее, вычеркнуть ненужное. Идет натаскивание на индикаторы развития: есть/нет (техники целеполагания и самоконтроля, элементы проекта или исследования и пр.). И надо сказать, эта формальная списочная сторона усваивается очень быстро. В результате обычный урок, на котором все единовластно спланировано и устроено учителем, но где вовремя произносятся новые правильные слова, признается как передовой. А нечеткий, на котором учитель порой не знает, как быть, но дети реально активны и видно, как много они еще не умеют, – вот это «не урок».

…и старые корифеи

И что же, мы просто меняем методический язык, создаем видимость? «Для начала неплохо», – говорят специалисты, ибо верят, что форма влияет на содержание. Также из разговоров со специалистами выясняю: изначально готов к работе по новым стандартам учитель-личность, кто всегда относится к работе неформально, погружается в действительность урока целиком, включен, слышит запросы каждого и хотя действует собой, технологии все равно просматриваются. Правда, он сам вряд ли сможет их перечислить после занятия. И еще: успешность учителя в новом стандарте – это его способность найти веер возможностей в любой теме, в любой ситуации, суметь обнаружить множество пластов в одном каком-то содержании. Он мгновенно видит, что и через что можно открыть в данный момент данному ребенку.
То есть снова-здорово: только учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета и с общением с детьми, формирует личность ребенка в образовательном процессе. Не сам предмет – это уже поняли; но и не списки УУД, на которых сейчас зациклились, – и это еще предстоит понять.
Ждать, догонять, перенимать не дело. Сегодня дело – заняться самостоятельным постижением смысла и ценностей своей работы, «включая организацию этого процесса», как записано в новых стандартах, какими бы утопичными они ни казались…

Рейтинг@Mail.ru