Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Первая тетрадь
Политика образования

Ветров Максим

Экстернат окажется вне закона?

Специалисты предостерегают против сокращения альтернативных форм получения образования

В Общественной палате (ОП) Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Альтернативные формы общего среднего образования в России: практика, проблемы,
пути урегулирования».
Альтернативные формы получения общего образования существуют и развиваются в Российской Федерации со времени принятия в 1992 году Закона РФ «Об образовании» (ст. 10). К ним можно отнести экстернат, семейное образование, с некоторыми оговорками – самообразование и образование детей-инвалидов на дому.

«Нестандартные дети»

По статистическим данным за 2007 год, в России около 23,5 тысячи детей получали общее образование в форме экстерната и семейного образования. Масштабы распространения семейного образования в зарубежных странах несопоставимы с российскими. Например, в США число детей, обучающихся в семье, возросло с 50 тысяч в 1985 году до 2 млн в 2010 году, составив почти 4% от общего контингента школьников. У нас же в стране такие исследования не проводятся: слишком невелика, или, как говорят ученые, «нерепрезентативна выборка». Между тем, по убеждению специалистов, альтернативные формы образования востребованы в нашей стране различными категориями детей, которые не вписываются в рамки школьной системы: это, с одной стороны, часто болеющие дети и инвалиды; ребята с различной степенью умственной отсталости; дети, испытывающие трудности в обучении и страдающие от конфликтов со сверстниками, с другой стороны – одаренные дети, которые много времени уделяют занятиям спортом, живописью, музыкой и которым трудно или просто неинтересно осваивать школьную программу наравне со всеми. Все эти категории, как бы они ни отличались друг от друга, одинаково нуждаются в особом индивидуальном подходе, который не способна обеспечить обычная массовая школа с ее жесткой классно-урочной системой.
Современные дистанционные технологии позволяют ребенку обучаться дома, при необходимости обращаясь к помощи и сопровождению специалистов. Примечательно, что из 23,5 тыс. российских школьников, занимающихся на дому, львиная доля – 19,5 тысячи – получают образование в форме экстерната (как правило, это старшеклассники, которые готовятся к поступлению в вуз) и только около 4000 – в семье.

Все вопросы – на откуп регионам

Зачастую в обществе относятся к таким видам образования как к «второсортным». Это создает предпосылки для избыточного контроля со стороны школы и находит косвенное отражение в законодательной и нормативно-правовой базе, которая далека от совершенства.
Ярким примером может служить «Положение о получении общего образования в форме экстерната», утвержденное Приказом Минобразования от 23.06. 2000 г. (редакция от 17.04.2001 г.), ссылаясь на которое, школы требуют от экстернов проходить неоправданно большое количество промежуточных аттестационных испытаний. Это увеличивает нагрузку на учащихся и не соответствует специфике экстерната, считают специалисты.
Еще сложнее обстоят дела с регламентацией семейных форм обучения. Если раньше взаимодействие семьи и школы регулировалось на федеральном уровне, то с 2005 года решение этих вопросов было передано на региональный и муниципальный уровни, что, по замыслу Минобрнауки, должно было привести к большей гибкости и учету местных особенностей. Однако на практике этого не произошло: в большинстве субъектов Федерации и муниципалитетов сегодня нет положений о семейном образовании.
В результате родителям зачастую отказывают в получении такой формы образования. Там же, где действуют положения о получении образования в семье, от таких учащихся требуют проходить ежегодную промежуточную аттестацию по программе конкретной школы.
 Это требование нашло отражение в ст. 93 п.10 нового законопроекта «Об образовании» в редакции от 1 декабря 2010 г. При таких подходах, по мнению специалистов, центр образования перемещается из семьи в школу, что лишает эту форму всех ее преимуществ. В связи с этим председатель общественной организации «За права семьи» Павел Парфентьев предлагает сохранить промежуточную аттестацию (в отличие от государственной – итоговой) лишь в качестве добровольной процедуры, которая будет осуществляться по выбору родителей. По его словам, «опыт показывает, что семьи, нуждающиеся в такой помощи школы, сами охотно к ней прибегают».
 «Если же аттестации останутся обязательными, их число и частота должны быть ограничены – не чаще раза в полугодие в начальных классах, не чаще раза в году в основной и старшей школе», – считает председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.
Кроме того, и действующий закон, и новый законопроект «Об образовании» в недостаточной мере учитывают вопросы финансового обеспечения получения общего образования в альтернативных формах.
Раньше Закон «Об образовании» преду­сматривал выплату компенсаций родителям, обучающим ребенка в семье (в размере нормативов затрат на обучение ребенка в школе), но в 2004 г. эта норма была исключена, а решение данного вопроса передано на региональный и муниципальный уровни. Члены ОП предлагают вновь закрепить на федеральном уровне необходимость выплаты компенсаций родителям, обучающим детей в семье, и предусмотреть выделение средств школам, осуществляющим их аттестацию. Но главную тревогу вызывает тот факт, что из нового законопроекта исчез термин «экстернат». «Произойдет значительное ущемление существующих прав и сокращение возможностей альтернативного обучения», – констатирует руководитель Центра интенсивных технологий образования Галина Мисютина.

Революционные поправки

Участники «круглого стола» предлагают ряд довольно смелых поправок в новый Закон «Об образовании». Например, речь идет о закреплении статуса таких организаций, как тьюторские центры и центры семейного образования, которые могли бы сопровождать альтернативные формы образования и проводить промежуточную аттестацию этих детей – наравне со школами. Конечно, для этого им потребуется пройти процедуру аккредитации, но зато у родителей расширятся возможности для выбора. Также члены Общественной палаты намерены добиваться расширения возможностей получения образования в дистанционных формах (в том числе общего образования) – с последующей государственной итоговой аттестацией.

Рейтинг@Mail.ru