Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

120 миллиардов на обеспечение стандарта

Правительство обещает всесторонне переоснастить школу

В начале апреля Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин дал поручение по модернизации образования и доведению учительской зарплаты до средней по экономике каждого региона. В течение 2011–2013 гг. из федерального бюджета на реализацию этого поручения планируется выделить порядка 120 млрд рублей (20 млрд рублей в 2011 г., 60 млрд рублей – в 2012 г. и 40 млрд рублей – в 2013 г.).
Средства федерального бюджета будут направлены на приобретение оборудования (учебно-лабораторного, спортивного, оборудования для школьных столовых), транспортных средств для перевозки школьников, на развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации и переподготовку учителей и директоров школ, а также на модернизацию базовых школ путем создания в них центров дистанционного обучения. Со своей стороны региональные бюджеты должны будут обеспечить софинансирование в объеме не менее 60 млрд рублей на повышение уровня заработной платы учителей. Уже с 1 сентября 2011 года во всех субъектах Федерации должен быть увеличен фонд оплаты труда школьных педагогов не менее чем на 30%.

Средства в обмен на обязательства

Субсидии для каждого региона будут рассчитываться в зависимости от численности учащихся (причем сельские школьники учитываются с двойным коэффициентом) и уровня бюджетной обеспеченности каждого субъекта РФ. В соответствии с этой логикой дотационные регионы с большим количеством сельских школьников получат максимальное количество средств (Республика Дагестан – 988 млн рублей, Чеченская Республика – 547 млн рублей), регионы-доноры – чисто символические вливания: Тюменская область – 79 млн рублей, Санкт-Петербург – 174 млн рублей, Москва – чуть более 225 млн рублей, что, по сути, составляет порядка 1% от общих столичных расходов на образование.
Такая формула поддержки территорий федеральным центром уже апробировалась в рамках Комплексных проектов модернизации образования (КПМО) в 2007–2009 годах. Ассигнования из федерального бюджета в тот период выделялись по принципу «Деньги в обмен на обязательства», который Минобрнауки намерено применить и в ходе предстоящей реализации поручения правительства.
Со всеми территориями будут заключены соглашения, где пропишут критерии эффективности их деятельности, по которым они обязаны в дальнейшем отчитаться. Это – обеспечение современных условий обучения; использование электронных образовательных ресурсов; количество учителей, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком, вступившим в силу с 1 января 2011 года.
Кроме того, будут приниматься во внимание увеличение доли учителей моложе 29 лет и дополнительные меры в целях улучшения пенсионного обеспечения педагогов.
И все-таки первым и главным условием федеральной поддержки является повышение уровня заработной платы учителей, переход на новые системы оплаты труда на основе нормативно-подушевого финансирования.
В случае неисполнения перечисленных обязательств размер субсидий из федерального бюджета может быть сокращен – также по аналогии с тем, как это происходило в рамках КПМО.
Однако каким бы важным ни называли проект КПМО, по масштабам инвестиций в сферу образования он не идет ни в какое сравнение с нынешним.
Так, деньги в рамках КПМО получил только 31 регион, отобранный на конкурсной основе: в 2007–2009 годах из федерального бюджета на его осуществление было направлено 15 млрд рублей, а в теперешнем проекте будут задействованы все без исключения субъекты РФ, которые получат 120 млрд рублей в течение 2011–2013 годов.

Политический аспект

Причины такой неслыханной щедрости вполне понятны: в декабре текущего года состоятся выборы в Госдуму, в марте следующего – президентские выборы.
Реализация поручения проходит под контролем «Единой России», представители которой не скрывают того факта, что обещанные инвестиции направлены не только на повышение зарплаты учителей, но и на повышение электорального рейтинга партии. Это дает повод для сарказма оппонентам партии власти.
«Политический аспект этого мероприятия абсолютно прозрачен, – убежден член КПРФ, зампред профильного комитета Госдумы Олег Смолин. – Совершенно понятно, почему Минфин и правительство отказывались принимать наши предложения о повышении зарплаты работников образования в предыдущие годы (в том числе и в Год учителя) и вдруг эта инициатива была проявлена сейчас. Эта технология применяется каждый раз перед выборами».
При этом, признавая важность, насущную необходимость и долгожданность правительственной инициативы, специалисты высказывают серьезные сомнения по поводу того, что даже за счет таких масштабных вливаний удастся залатать все школьные дыры.

Проблема ветхих школ не решится, социальное напряжение возрастет

Ключевым направлением модернизации, по замыслу руководителей Мин­обрнауки, станет введение новых образовательных стандартов, которое потребует материально-технического, учебно-методического, информационного обеспечения, повышения квалификации педагогов.
Именно на эти цели, как уже отмечалось выше, и будут израсходованы федеральные средства в объеме 120 млрд рублей. Их нельзя будет потратить на зарплату учителей, на капитальный ремонт и строительство школьных зданий: решение этих задач по действующему законодательству относится к полномочиям субъектов РФ и муниципалитетов, и этот груз с них никто не снимет.
Между тем, по данным вышеупомянутого доклада, «строительство новых школ идет медленно, и темпы строительства не соответствуют запросам системы образования».
Критическая ситуация сложилась в Курганской области, Приморском и Забайкальском краях, республиках Северного Кавказа (Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия).
По мнению ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, «проблема ветхих школ в ближайшее время не решится, зато будет укреплена материально-техническая база тех образовательных учреждений, которые находятся в нормальном состоянии».
Высказываются опасения и по поводу того, что у многих территорий не хватит средств на достижение главной цели – увеличение учительской зарплаты.
Как считает директор Института развития образования Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики Ирина Абанкина, для регионов «это очень непростая задача, решение которой усложняется в условиях незавершившегося кризиса и перехода на 83-й Федеральный закон (о казенных, автономных и бюджетных учреждениях)».
Не исключено, что руководителям субъектов РФ ради повышения учительской зарплаты придется использовать непопулярные методы, связанные с оптимизацией школьной сети и сокращением кадров.
По такому пути пошли в Кемеровской области, где в период с 2007 по 2010 год было сокращено 4,5 тыс. учителей, и в Псковской области, где за последние 10 лет было закрыто около 170 школ. Только благодаря этим жертвам удалось поднять среднюю заработную плату педагогов, максимально приблизив ее к средней по экономике (16358 рублей – в Кемеровской области, 15 тыс. рублей – в Псковской области).
Еще одним существенным фактором риска специалисты считают то, что увеличение зарплаты коснется только учителей, в связи с чем можно прогнозировать рост социального напряжения в регионах.
«Неохваченными остаются педагоги дополнительного образования, а также воспитатели детских садов – учреждений, востребованность которых сегодня чрезвычайно высока», – отмечает Ирина Абанкина, по словам которой, зарплата данной категории работников остается крайне низкой (ее размер колеблется от 5 до 8 тысяч).
Эта проблема обсуждалась на Всероссийском совещании, проходившем 11 апреля в Минобрнауки.
Руководители ведомства так и не смогли однозначно ответить на вопросы представителей регионов о том, вправе ли они направить свои средства на зарплату других педагогических работников.
Как подчеркнул министр образования и науки Андрей Фурсенко, «в первую очередь региональные средства должны быть израсходованы на зарплату учителей, на другие категории – только в том случае, если на это остается резерв». В то же время повышение зарплаты работников дошкольных учреждений, по его же словам, «может быть опротестовано контролирующими органами, так как детские сады относятся к ведению муниципалитетов».
«Если у регионов остаются резервные средства, то деньги на увеличение зарплаты должны быть выделены воспитателям тех детских садов, которые являются структурным подразделением школ и уже перешли в ведение субъектов РФ», – считает председатель профсоюза работников народного образования и науки Галина Меркулова.
В своем выступлении на Всероссийском совещании она заверила собравшихся, что вопросы оплаты труда других категорий педагогических работников не будут оставлены без внимания, поскольку «они предусмотрены в Генеральном соглашении между правительством, проф­союзами и предпринимателями».
Кроме того, профсоюзы будут добиваться того, чтобы на федеральном уровне были установлены единые базовые ставки и оклады как государственные гарантии, поскольку, по мнению Меркуловой, «надо стремиться к унифицированным системам оплаты труда».
Это требование член КПРФ, зампред профильного комитета Госдумы Олег Смолин признает справедливым, поскольку разница в оплате труда учителей, по его словам, составляет 7–8 раз. В то же время он выражает сомнение в том, что в обозримом будущем удастся выравнять ситуацию в этой сфере.
В доказательство он привел заявление министра финансов Алексея Кудрина из его выступления в Госдуме о том, что правительство и в дальнейшем не намерено вмешиваться в дела регионов и устанавливать одинаковые для всех размеры оплаты труда.
Еще одна проблема состоит в том, что формула, по которой будут перечисляться субсидии (в зависимости от численности учащихся и уровня бюджетной обеспеченности) не учитывает соотношения зарплаты учителей и средней зарплаты по экономике в данном регионе. В одних территориях эта задача уже решена, в других принимаются активные меры для ее решения, в третьих разница столь велика, что ликвидировать ее за счет собственных ресурсов регионы не в состоянии.
В общем, инициатива правительства вызывает немало вопросов, несмотря на то, что сам по себе факт масштабной инвестиции в систему образования можно расценивать положительно.
В ближайшее время Минобрнауки создаст координационный совет и рабочую группу по организации и мониторингу исполнения поручения. В мае должны быть утверждены все нормативно-правовые акты. До 1 августа со всеми территориями планируется заключить соглашения, и не позднее этого срока на региональные счета поступит 20 млрд рублей.

Рейтинг@Mail.ru