Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2011
Первая тетрадь
Политика образования

АКСИОМА ВСТРЕЧИ


Кожурина Людмила

X десятый юбилейный педагогический марафон учебных предметов: меняемся вместе со временем, не изменяя себе!

Репортаж-размышление о первых двух неделях марафона

И вновь весна, ветер, солнце, талая вода – время идти на марафон учебных предметов!
В этом году у марафона юбилей, почтенное десятилетие существования! За эти годы он получил народную огласовку «Педмарафон» и слоган «Я люблю туда ходить». Марафон изрядно повзрослел организационно, а содержательно оформился как место встречи профессионалов. Задуманный изначально как конференция для учителей-читателей предметных газет ИД «Первое сентября», сегодня марафон стал не только ресурсом повышения квалификации педагогов всей страны, но и полновесным зеркалом образовательных процессов. По нему можно отслеживать состояние дел в образовании – тогда и теперь. Марафон – большая сила. Это было предсказано участником Первого марафона и зафиксировано в газете: «Я привел с собой ребят, студентов, чтобы они увидели, какие есть люди, чем дышат и живут. Мир должен измениться к лучшему! И если мои студенты из-за маленьких зарплат не будут работать в школе через пять лет, то все равно придут туда лет через десять».

Взрослым – о детях

Этот порядок, кстати, не сразу сложился: открывают марафон Дни воспитания, педагогики, психологии, коррекционного и дошкольного образования, День учителя начальной школы, а потом уж череда Дней предметников. На первых марафонах было, как в классном журнале: русский, литература... Но в голове у нас все-таки иначе: впереди ребенок, его проблемы, отношения с ним.
«Сейчас в школу пришли «другие дети», современные школьники отличаются необычайным разнообразием личностных особенностей. И очень часто за этими особенностями, которые на первый взгляд кажутся проблемами, осложняющими жизнь ребенка, таятся скрытые таланты и возможности. Они могут остаться нереализованными, если педагоги не изменят привычных способов работы» (Наталья Свободина, День здоровья детей). Но что такое «привычные способы», «педагогические штампы», «психологические стереотипы»? Труднее всего поймать на косности себя. Пример лектора: «Я буквально упивалась тем, какая я молодец, сколько интересных упражнений придумала, и ребенок вроде бы все выполняет. Но вдруг он спрашивает: «А нам долго еще осталось заниматься?» Это меня ошеломило: получается, ему совсем неинтересно». То есть потому и трудно, что дальше надо что-то менять, придумывать. Итак, работать над собой. Но этого мало. «Эксперты отмечают: проблемы детей сейчас усложнились настолько, что в школе просто необходимо налаживать продуктивное сотрудничество специалистов» (Сергей Прушинский, День здоровья детей).
Но что там сотрудничество в группе, когда трудно наладить отношения даже на одной линии! «Типичные ошибки взаимодействия педагога и родителя: неумение строить разговор, неумение понимать собеседника, неумение поблагодарить, проявить доброжелательность, справиться со своими негативными эмоциями» (Марьяна Безруких, День школьного психолога). Она дала перечень реплик, разрушительных для общения: «Неужели вы этого не понимаете… Скажите честно, вы думаете, что… Признайтесь откровенно, вы все это и раньше знали… Зачем вы мне это говорите… Что вы хотите этим сказать?» Мы, увы, воюем. «А дело в том, что современные родители сами не знают, как воспитывать: по-старому нельзя, по-новому не получается, и надо сделать все, чтобы вместе идти к общей цели – благу ребенка (Ольга Хухлаева, День школьного психолога).
Только вот благо ребенка можно по-разному понимать. Потакать, оберегать – или растить на общечеловеческих ценностях? На Дне классного руководителя большая часть занятий была посвящена педагогическому феномену «Царскосельский лицей», главным образом говорили о старой педагогической этике: учить добру, стараться для общей пользы, воспитывать высокий дух. «Если это есть во внутреннем мире педагогов, то любое мероприятие, даже банальное упражнение может обрести повышенную ценность. Тогда дети будут формироваться людьми» (Татьяна Курбатова).
«Часто слышим: воспитание – дело творческое, но что это значит? Клеить, петь, рисовать? Отнюдь: нельзя заниматься воспитанием, не требуя от себя ничего» (Алла Фоминова, День классного руководителя).
Между тем в начальной школе новый стандарт, а в детсаде новые федеральные требования, и на марафоне слышались призывы изменяться, пересматривать старый багаж, обогащаться новым. И порой трудно было распознать адресата сообщения: это детям надо или педагогам? Вот важная штука, самоконтроль. Говорят: ребенок может получить высший балл, даже если сделал ошибку, но нашел ее сам (Наталья Виноградова, День учителя начальной школы). Это надо и на себя примерить: ты можешь ошибаться, но и видишь, исправляешь за собой огрехи, так что, по новым требованиям, ты молодец. Хоть и непривычно.
Конечно, в скептической позиции по отношению к новому находиться привычнее, говорить: и у нас развивающий подход, и у нас деятельность. Но даем ли мы ребенку самостоятельность, не лезем ли с советами – это очень трудно, самоустраниться из деятельности, которую, кстати, вы сумели грамотно организовать заранее. Если на примере с марафона, то вот: «У Сережи было 12 рублей, а у Саши 20. Сколько всего денег было у мальчиков? – тут слово «всего» уже указывает на способ решения, а если спросить, хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 рублей? В задании должны быть провокации, противоречия, трудности» (Наталья Виноградова). А это значит, наша собственная мыслительная деятельность должна быть всегда на пике активности. Вот и ответ на распространенную учительскую претензию: «Непонятно, чего от нас хотят».
Без самоизменения никак, потому что если мы заглянем в репортажи марафонов первых лет, прочтем: «С 1 сентября 2001 года в Российской Федерации проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который направлен на решение проблем, связанных с сохранением здоровья детей, повышением качества общего образования…» – еще десять лет назад заявили, а дальше замены слова «эксперимент» на слово «модернизация» не ушли. Прогресс лишь в том, что сегодня «эксперимент» – слово запрещенное. Так и выходит: если не вдохнуть живую жизнь в формы, они останутся мертвыми, даже самые распрекрасные.

Хороводы вокруг компьютера

Ни один день марафона не обходится без занятия по IT, и это уже 10 лет, между тем на Дне учителя физики довелось услышать разговор двух учителей о том, зачем нужна презентация и как ее делать, – один спрашивал, другой рассказывал. Ему бы на занятие Натальи Трениной в День учителя начальной школы: как выбрать фон, шрифт, расположить изображения, как соединять-сочетать несколько цветов, продумывать их сочетание – на все есть правила, например, яркий шрифт возможен только если текст очень короткий. Раньше был целый НИИ по наглядным пособиям, теперь учитель все решает сам. Очень ответственно. А если вкуса нет? А если по 40 слайдов на урок? Мы сами – какие?
На самых первых марафонских Днях учителя информатики вопрос стоял проще: компьютер – это инструмент. Как мы учимся обращаться с карандашом, линейкой, компасом, так и с компьютером: он для чего-то, а не ради себя самого. Но летопись Дней учителя информатики отражает иное, настоящий ажиотаж вокруг ИКТ: «В 2002 году с компьютером был знаком лишь каждый двадцатый учитель, в 2005-м каждый пятый, а сейчас, в 2006-м, уже 23% учителей имеют навыки работы с электронными ресурсами, правда, на уроках их применяют 10%» – по репортажам тех лет. Не было компьютеров, и на марафоне восклицали: «Как же добиться, чтобы на рабочем месте каждого учителя появился компьютер?» Тут пошел Нацпроект «Образование», и ценность айти-навыков превысила все иные достижения учителя, дошло до того, что без компьютера нет ни урока, ни учителя.
А что сейчас? Исаак Калина, руководитель Департамента образования города Москвы, посетивший марафон в день его открытия, сказал на встрече с учителями: закупать компьютерную технику сегодня неразумно, в классы уже пришел ученик с ноутбуком, поэтому вкладываться следует в интернет-мощности, а не в то, что быстро устаревает и дорого стоит.
Хорошо бы, только выдайте сначала каждому учителю по ноутбуку, а то «будет как вчера».
На круг выходит, что кто-то сумел пережить волну и учит, как учил, а кто-то прочно встроил компьютер в рабочую повседневность, что-то выбрав, от чего-то отказавшись. От презентаций, например: «Визуальное слово, экранное, красивое воспринимается как что-то окончательное, мне кажется, оно блокирует критическое и диалогическое мышление, в отличие от слова произнесенного. Получается лучше учить, если слово на уроке устное: открытое, незавершенное, приглашающее. И вопросов больше, и активность куда выше» (Из разговора с учителем). То есть это все-таки личное дело – применение инструмента под названием «компьютер». И конечно, не в презентациях сила.
Можно вместе со своими учениками осваивать виртуальное пространство Second Life (http://www.secondlife.ru/). Этот трехмерный игровой мир был создан в конце 90-х и представляет собой фактически вторую реальность, в которой можно строить дома, прокладывать дороги, создавать заводы и организовывать производства, пахать землю, водить грузовик или выращивать цветы?– в общем, попробовать себя во всех сферах жизни. Учитель с учениками «построили» там два завода – по переработке нефтепродуктов и производству кирпича – и создали полноценные виртуальные экскурсии по этим производствам (Ирина Котикова, День учителя химии).
Учитель астрономии встречается с учениками всего раз в 2 недели, 17 часов за год, но умудряется дать подросткам представление о бесконечной Вселенной: он включил ребят в проектную деятельность по созданию астрономического сайта. Каждый ученик должен собрать по заранее объявленным темам курса 8 ссылок – кто видеоматериалы находит, кто музыку космическую. Один мальчик прислал ссылку на экзаменационные вузовские билеты по астрономии. Если двое прислали одинаковую информацию, принимается более ранняя. Значит, искать приходится с запасом. И не только искать, но и читать, разглядывать, запоминать. Зачет в конце года – по этим ссылкам (Игорь Бачурин, День учителя физики).
И немало других ситуаций, когда компьютер – спасение. Главное – «компьютер не должен просто дублировать уже существующие формы, он должен решать ту дидактическую задачу, которую нельзя решить другими способами» (Лариса Парамонова, День дошкольного образования).
Особенно заостряли эту тему на Дне учителя физики: не злоупотреблять виртуальными экспериментами, использовать их только по мере необходимости. Показывать только то, чего нельзя увидеть в жизни. То есть детей еще нужно научить верить своим глазам и своим рукам: «С одной стороны, современные дети привыкли к обилию изображений, поэтому учебники с большими текстами и минимальным зрительным рядом они не воспринимают, а с другой – ребята не умеют извлекать информацию из увиденного, интерпретировать картинку, не говоря уж о графике или диаграмме» (Галина Степанова).
Ну а что касается самого предмета «Информатика и ИКТ», то… оставим в стороне жалобы на вопиющее отсутствие учебника для подготовки детей к ЕГЭ – его ждут большие изменения. «В момент прихода информатики в массовую школу программированию уделялось большое внимание, затем эти знания и навыки оказались маловостребованными, сейчас наступило время возвращения к серьезной подготовке по предмету, будем учить программированию» (Алексей Семенов).

УМК, ЕГЭ, ГИА, КИМы, ФГОСы и пр.

Изменения в содержании школьных предметов происходят постоянно, причем зависят не от программ и учебников, а от содержания экзаменационных материалов. Правило № 1 – следи за КИМами в оба; № 2 – помни, приоритеты постоянно меняются. А то «многие пренебрегают кодификатором и спецификатором, набрасываясь сразу на демоверсию, а это неправильно; также неправильно ожидать стопроцентного выполнения любого, даже самого простого задания; если задание выполняют все, значит, оно не нужно» (Валериан Рохлов, День учителя биологии). Непросто: и разбираться в предмете, и баллы зарабатывать. Бывает, говорил лектор, у человека 100 баллов по биологии, а он крестоцветные от бобовых отличить не может.
А ведь первоначальные подходы, судя по репортажам с первых марафонов, были другие: «Экзамен предназначен для отбора абитуриентов в профильные вузы, удивляться сложности заданий не надо, часть «С» изначально задумана так, чтобы могли решить не более 1% абитуриентов, даже не все учителя». Кто же тогда предполагал, что при помощи ЕГЭ станут измерять результативность школы и учителя!
Теперь так: «Все сложные моменты преподавания вовсе не связаны с трудностями изучаемого материала. Трудности создают люди, которые пишут облегченные учебники, составляют усложненные КИМы, это не педагогические, а социальные трудности. Потому что говорится: итоговая аттестация должна проводиться только на основе требования школьных стандартов, а на деле не так» ( Эльвира Раковская, День учителя химии).
Говорится-то много чего, например: учитель имеет право выбирать любой учебник из федерального перечня – а на местах ему: «Нельзя!» Дельный совет: «Больше того, школе можно формировать свой комплект, заказав самые удачные пособия из нескольких УМК. А если у вас не приняли заявку, надо просить чиновника обосновать свой отказ письменно и идти выше» (Алексей Воронцов, День учителя начальной школы).
И так говорится: «Итоговый экзамен не следует рассматривать так, будто его задача – найти у ребенка пробелы в знаниях. Нет, его задача – дать ученику возможность проявить себя, показать свои знания. Чем больше задач и чем они разнообразнее, тем больше у ребенка возможности показать, что он знает и понимает» (Алексей Семенов, День учителя математики). Между тем тут же сообщают, что базовый и профильный уровни все-таки в ближайшем будущем будут разведены, а далее – опытом делятся маститые педагоги из маститой профильной школы, и их лексикон пестрит конструкциями: «заставлять обязательно», «добиваться от ребенка», «должен записывать именно так», «за пять уроков я их выдрессировала» – к вящему удовольствию, и уже непонятно, кого или что надо срочно гуманизировать, что такое математическая одаренность и что у нас за олимпиады. Кстати, учитель из маленького городка Наволоки сетовал: «Нам никак никуда не пробиться, хотя детки встречаются фантастически талантливые».
Мир стал жестче, и разговоры о том, что мы теряем талантливых ребят на ухабах рейтингов, мониторингов и тестов, специалисты в эти дни вели. Да и многие проблемы, по отзывам участников, получалось скорректировать в общении с коллегами и компетентными ведущими.
Да, как и в прежние годы, ученые, методисты, авторы учебников и пособий настроены работать с учителями – сколько личных адресов раздали, полезных ссылок и контактов оставили! И если вы не смогли приехать или не успели побывать везде, обратитесь, пожалуйста, к нашим подробным ежедневным репортажам с марафона–2011: http://news.1september.ru/.

А теперь – пора бежать на марафон, дистанция еще не пройдена, до встречи!


Рейтинг@Mail.ru