Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Витковский Анатолий

Принцип высоких ожиданий

Он во многом предопределяет достижения школ, которые успешно работают в сложных социальных контекстах

Группа специалистов Института развития образования Высшей школы экономики провела исследование, посвященное школам, работающим в сложных социальных контекстах. В выборку вошли образовательные учреждения, где учатся много детей из семей с низким социальным статусом, из неполных и социально неблагополучных семей, а также наблюдается явный дефицит ресурсов, в частности, мало учителей высшей категории. Обычно в подобной среде успеваемость школьников оказывается довольно низкой (ниже среднего уровня по стране). Но, как показало исследование, из этого правила есть исключения: школы, добивающиеся высоких образовательных результатов, несмотря на все сложности и ограничения. А самое интересное, что для таких школ характерны особые образовательные стратегии.

Способности есть у каждого…

Первая и самая важная особенность выделяющихся на общем фоне школ состоит в том, что у администраторов и педагогов присутствуют ожидания от детей высоких учебных достижений. Учителя убеждены: все ученики, независимо от условий жизни в их семьях, способны хорошо учиться и стать социально успешными людьми.
Администраторы большинства школ, работающих в сложных социальных контекстах, исходят из другой предпосылки: успешно решать образовательные задачи в данных обстоятельствах невозможно. И значит – образовательное учреждение должно ориентироваться на иные цели. Чаще всего на то, что школа в некотором смысле заменяет семью, которая не справляется со своими функциями, а учителя в этой ситуации выступают лишь в роли опекунов и воспитателей. Как говорят школьные администраторы: «Мы удерживаем детей от влияния улицы: алкоголизма, наркомании, криминала».
Для педагогов, работающих в таких школах, характерна привычка делить учеников на тех, кто может и кто «не может» учиться. В отношении последних можно услышать, что «они обречены на то, чтобы воспроизводить жизненный путь своих родителей», «у них нет ресурсов, чтобы вырваться из своей среды, этому мешают отсутствие необходимых способностей, плохая наследственность, негативное влияние ближайшего окружения». И здесь трудно винить педагогов, поскольку они действительно столкнулись с очень серьезными проблемами и на самом деле не видят способов их разрешить. И скептическое отношение к возможностям учеников – это во многом защитная реакция на сложность ситуации, в которой приходится работать учителям. С другой стороны, в нашем образовательном сообществе давно укоренилась практика не выставлять по отношению к неблагополучным ученикам высокие требования. Этот подход стал обыденной установкой, присущей не только учителям, но и многим ученым и управленцам. Отказаться от такого стереотипного взгляда непросто, но к этому нас подталкивает весь опыт мировой педагогики, который, как отмечает руководитель исследовательского проекта Марина Пинская, показывает тупиковость подобной политики.

Наставничество

Второе, что отличает успешные школы, – это активное профессиональное взаимодействие внутри педагогического коллектива, которое происходит в самых разных форматах.
Скажем, когда в коллектив приходит молодой педагог, к нему прикрепляют опытного наставника. В некоторых школах процесс наставничества и профессионального роста молодых учителей «прописан» по этапам. Например, проработав в школе полгода, новичок дает открытый урок, который затем обсуждается и анализируется. Если учитель считает, что еще не готов к такому испытанию, у него есть возможность перенести это событие на конец учебного года.
Кроме того, в подобных образовательных учреждениях, как правило, существует система открытых дверей: учителя регулярно ходят друг к другу на уроки. Согласитесь, это не часто встретишь в наших школах.
Еще один важный момент: когда коллеги готовятся к какому-то конкурсу (а участие педагогов в конкурсах разного уровня тоже характерная черта лучших школ), другие учителя им помогают, работают на их победу.
В целом жизнь этих школ можно охарактеризовать словами одного из педагогов: «У нас все время идет такой “интенсивный междусобойчик”».

Педагогическое сопровождение

В успешных школах педагоги стремятся индивидуально работать с каждым учеником. Организовывают педагогическое сопровождение школьников, отслеживают их образовательные профили, обсуждают проблемы конкретных детей на педагогических консилиумах, продумывают, чем и как можно помочь в разрешении трудностей.
Как пример конкретной формы педагогического сопровождения, можно привести традиционные мероприятия одной из школ. Еженедельно в этой школе проводятся линейки, где все ребята узнают о том, какие важные события произошли либо намечаются в жизни других школьников и учителей, скажем, кто-то принял участие в математической олимпиаде, кто-то съездил на интересную экскурсию, а у кого-то приближается день рождения. Здесь же отличившимся ученикам вручаются грамоты и призы.
Конечно, и организация интенсивного профессионального взаимодействия, и выстраивание педагогического сопровождения в условиях социально неблагополучной среды требуют очень больших дополнительных усилий и временных затрат от завучей и педагогов. Но иначе влияние неблагополучного социального контекста не преодолеть. Иначе школа неизбежно «скатывается» в довольно распространенную ситуацию, где «каждый (каждый учитель и каждый ученик) выживает как может». И это качественно другая ситуация.
С примером подобного контраста столкнулась Марина Пинская: «Представьте две соседние школы. В одной много олимпиадников, ученики хорошо сдают экзамены, поступают в вузы, а другой, как говорится, хвастаться нечем. В первой школе я наблюдала типичные для успешных школ вещи: то же наставничество, открытые уроки, совместные исследовательские проекты учителей… Прихожу во вторую на урок и вижу – учитель работает замечательно! Посещаю занятие другого педагога: урок – роскошный! А вот у третьего на уроке происходит нечто такое, что трудно увязать с впечатлениями от посещения предыдущих занятий: дети вообще не слушают учителя и даже не смотрят на него. Педагог активен, старается и так и эдак привлечь внимание учеников, а в классе каждый занят чем-то своим. Как такое может быть? Наверное, эта молодая учительница только начинает работать в школе? Нет, оказывается, она работает здесь уже 8 лет. И за 8 лет (!) коллеги не смогли ей помочь в организации учебного процесса на уроке».

Оркестровка и солирование

В школах, достигающих высоких результатов, учителя, как правило, строят учебный процесс в соответствии с требованиями к современному учебному занятию. Они находят способы замотивировать детей и включить весь класс в работу, строят взаимодействие с учетом индивидуальных способностей ребят, стимулируют их мышление и инициативу, поддерживают положительный микроклимат в классе, в случае необходимости вносят коррективы в план учебного занятия…
Если сравнить работу этих педагогов с их менее успешными коллегами, обнаруживается, что последние также стараются соблюдать критерии эффективного урока, кроме двух. Во-первых, они редко используют приемы, стимулирующие активность учеников. То есть их урок – это солирование, где активен в основном учитель. А второй момент: педагоги не стремятся постоянно быть в контакте с детьми, поддерживать их в случае возникновения затруднений, давать ученикам то, что называется «обратной связью». Зачастую «обратная связь» заменяется тем, что учитель просто подводит итоги в конце урока: на этом занятии мы выучили такой-то материал, получили такие-то знания.

Вовлечение родителей

Успешные школы стремятся вовлечь родителей в школьную жизнь. Приглашают их практически на все значимые для школы события, в том числе образовательные: обсуждение и защиту проектных работ, общешкольные конференции, диспуты.
И эта постоянная вовлеченность способствует изменению отношения родителей к образованию ребенка. Ведь не секрет, что родители из малоимущих семей зачастую не настроены на то, что их ребенок поступит в вуз. Как сказала одна мама, отвечая на вопрос о подобной перспективе: «Хорошо бы, конечно, но вряд ли». А когда школа демонстрирует, что всерьез вкладывается в образование каждого ученика и ориентирует детей на амбициозные цели, родители тоже начинают менять свою позицию.

Открытость

Школы с высокими результатами можно сравнить с радушными семьями, в которых всегда рады гостям. Здесь царит атмосфера открытости: по отношению друг к другу, по отношению к родителям, по отношению к коллегам из других сел и городов, по отношению к научному сообществу.
На базе таких школ нередко проводятся региональные семинары, где учителя ведут мастер-классы по различной тематике. Ученики из этих образовательных учреждений чаще своих сверстников выезжают на различные конференции и экскурсии, в том числе в столичные города. Также для этих школ характерно инициирование проектов по благоустройству близлежащей территории. И в процессе исследования эксперты познакомились с подобными прецедентами: с примером того, как усилиями школы был реализован проект создания местного парка, построения детской площадки…

Стратегии успеха

Мы рассказали о тех вещах, которые характерны для всех школ, добивающихся высоких результатов в сложных условиях. Но при этом у каждой такой школы есть свое лицо, свои приоритеты и особые педагогические акценты.
Например, где-то педагоги делают особый акцент на проектной деятельности, другие школы главный упор делают на индивидуализацию образования, третьи – на мониторинг динамики учебной успешности детей.
Таким образом, стратегии школ, эффективно работающих в сложных контекстах, могут быть очень разными. Но неизменно главное: каждая из них настроена прежде всего на то, что ребенок может добиться большего и работает на эту цель. При этом успех всегда достигается вопреки обстоятельствам, за счет колоссальных душевных и физических затрат, за счет энтузиазма, которого нельзя требовать от всех педагогов. От всех можно требовать нормальной работы, а если внешние условия не позволяют ее осуществлять, значит, необходимо нормализовать эти условия. «Школам, работающим в сложных социальных контекстах, надо помогать, – подчеркивает Марина Пинская. – Как им помогают в разных странах: в Чили, в США. На Западе такие школы часто финансируются с поправками на социально незащищенный контингент, иногда больше платят учителям. Если школы показывают низкие результаты, с ними работают консультанты, разрабатывают для них планы действий».

Рейтинг@Mail.ru